Популярное издание The Independent ответило на постоянно задаваемый пассажирами вопрос - почему же в самолете нужно выключать мобильные телефоны и прочие электронные приборы. Журналисты пишут, что "когда вы оставляете телефон в режиме активного приема сигнала, в работе сложнейшей авиационной системы возникают помехи - пилоты в наушниках слышат что-то вроде шума".
Кстати, случается это редко - раз в пятьдесят полетов, причем пилоты сразу понимают - кто-то из пассажиров не выключил свой телефон, когда его несколько раз просили. Впрочем, однажды на посадке мобильный телефон, который пытался связаться с появившейся сотовой сетью, разорвал радиосигнал между КВС и диспетчером - несмотря на то, что самолет разработан так, чтобы электроника выдерживала облучение мощными радарами.
"Рабочий режим мобильного может действительно доставить самолету большие проблемы, хотя шансы этого и очень, очень малы. Но это тот самый случай, когда лучше перестраховаться",- считают журналисты.
Российские же пилоты рассказали о другой угрозе нахождения телефона, ноутбука или фотоаппарата в руках на взлете и посадке.
"Снимать в полете можно, но пользоваться фото и видно аппаратурой (и вообще чем либо: телефоном, планшетом, ноутбуком наушниками, да хоть кружкой эсмарха!) на взлете и посадке - нет. Это обусловлено требованиями безопасности (только не требованиями службы безопасности, а именно безопасностью полета и людей находящихся на борту ВС)",- писал в ЖЖ летчик Алексей Кочемасов.
"В случае нештатной ситуации (прерванном взлете, аварийном снижении, аварийном заходе на посадку и т.п.), любые предметы незакрепленные в салоне самолета (неубранные в полку, в сумку и т.д), превращаются в предметы угрожающие здоровью и жизни людей. Будь-то трехкилограммовый зеркальный фотоаппарат, или стограммовый телефон",- добавил он.
Также известный в соцсетях "Летчик Леха" рассказал о главных "страхах" пассажиров и требованиях экипажа - например, почему иллюминаторы на посадке и взлете должны быть открыты, почему пассажиру стоит пристегиваться даже когда погасло табло "пристегните ремни", может ли стюардесса приказывать пассажиру и почему на борту самолета нельзя курить.
"В случае экстренного торможения или аварии будет летать по салону, нанося травмы тупым предметом. Кроме того, бортпроводникам и так забот хватает, чтбы проверять, есть ли у телефона самолётный режим, в каком режиме его пассажир держит",- поясняли пилоты.
"Конечно, частоты, на которых работает воздушная техника, существенно отличаются от характеристик смартфонов. Но во время полета вы можете услышать, как у сообщения пилота исчезает звук. Это из-за включенного у кого-то телефона",- рассказывали журналисты. Они добавляют "Эти проблемы незначительны, тем более в современных самолетах они максимально минимизированы. Но, чтобы их избежать вовсе - во время взлета и посадки все-таки просят выключать телефоны"
"Вспомните, что просят бортпроводницы при взлете про телефоны. Нет, не "выключите", а уже "уберите". Это - правильнее. Потому, что наводки может не случиться, а прерванный взлет или так называемый "сдвиг ветра", "воздушная яма" случаются нередко. И тогда любой предмет, от книги тяжелой до смартфона может покалечить или убить",- добавляет бортпроводница одной из российских авиакомпаний.
Напомним, что Pravda.ru со ссылкой на публикации известного американского пилота и публициста Патрика Стима сообщала, чего боятся пилоты. "Обычно летчики боятся того, что не могут контролировать". О чем же речь?
"Мы не столько опасаемся допустить фатальную ошибку, сколько стать жертвой чужой оплошности или оказаться в неподвластной нам ситуации. Если бы я составлял рейтинг, то прежде всего назвал бы пожар от литиевых батарей, столкновения с птицами, в результате которых повреждается несколько двигателей, выход из строя важнейших механических устройств и столкновение самолетов на земле",- делится летчик.
"Выход из строя важнейших механических устройств" - это обобщенный термин для ситуаций вроде утраты управления полетом (потеря управления рулем направления, рулем высоты или элероном), самопроизвольного включения реверсивного устройства и прочие мрачные сценарии, при которых лайнер становится неуправляемым",- рассказывает он, успокаивая - подобные случае крайне редки.
"Как рассказывают многие пилоты, нередко их тянет взремнуть прямо на рабочем месте. Почти половина из них признаются, что непроизвольно засыпали во время полета. Более того, треть из них рассказали, что, проснувшись, обнаруживали своего напарника также спящим",- добавляет Pravda.ru, цитируя данные международных опросов пилотов гражданской авиации.
При этом некоторые пилоты, как уверены специалисты, скрывают ситуации с тяжелым сном в полете - чтобы не получить взыскание или не быть "списанными" ВЛЭК или ее аналогами за рубежом.
Редко, но все же - увы - случается, когда "пилоты садятся за штурмвал не очень трезвыми". Как рассказывали журналисты, попадались на пьянке или жутком похмелье пилоты AirBaltic, украинских авиалиний и даже ряд пилотов российских авиалиний. Впрочем, в таких случаях пилоты получают "волчий билет" или даже тюремный срок.
"Кстати, несколько рел назад журнал Reader's Digest предложил 17 пилотам авиакомпаний США ответить на вопрос: "О чем вы не рассказываете пассажирам?". Некоторые из респондентов предпочли остаться инкогнито по вполне понятным причинам",- делится пресса.
Ну и, конечно же, меньше всего проблем приносят "шалости" бортпроводниц. Как сообщили эксперты Jetcost (проведя опрос более чем 700 стюардесс), "20 % из них признались в том, что обсчитывали пассажиров, 21 % бортпроводниц признались, что спят с коллегами и пилотами (естественно, не в небе - а на земле), а еще 14 % - что занимались с пассажирами сексом во время полета".