В длинной цепи противоречий внутри так называемой Демократической коалиции появилось очередное звено. Речь идет о довольно жесткой полемике между Алексеем Навальным и Михаилом Касьяновысм относительно расположения последнего на олимпе федерального предвыборного списка. Несостоявшийся мэр Москвы недоволен тем, что экс-глава правительства занимает в нем первое место.
Навально-касьяновский поединок — новый эпизод многоактовой трагикомедии под названием "Либерализм в постсоветской России". Начиналась пьеса в начале 90-х, как возвышенная эпопея. Потом развивалась как социальная драма. А в последние 10-15 лет более всего походит на комедийный ситком. И он уже порядком поднадоел зрителям, поскольку его авторы никаких радикально новых сюжетных решений и шуток не предлагают. История с Демократической коалицией, бесконечными ссорами ее лидеров это подтверждает.
А ведь политической организации чуть больше года от роду, однако, различных скандалов вокруг неё уже очень много. Слишком много. Иным организациям на пару десятилетий существования хватило бы. Только откровенное видео с участием Касьянова и его хождение в госдеп США чего стоят.
И вот теперь размолвка с Навальным. Новый альянс либералов рассыпается на глазах. В очередной раз. В десятый или в пятнадцатый? В обществе уже и считать перестали. В контексте откровенных заявлений Ильи Яшина о несостоятельности процедуры праймериз, которую Демкоалиция, подражая "Единой России", попыталась провести в регионах, процесс становится все более явным.
Кратко о внешней стороне дела "Навальный против Касьянова", знакового по своей внутренней сути. Первый считает, что нахождение второго во главе федерального списка Демократической коалиции можно и нужно пересмотреть. Мол, изначально договаривались так. "Миша 2 %" — "политический тяжеловес", руководитель официально зарегистрированный партии ("Парнаса"), которой не нужно собирать подписи для выдвижения кандидатов на выборы в Государственную Думу, и вообще, человек авторитетный (пишут, что его до сих пор охраняет ФСО).
Соответственно, ему и верховодить в квинтете Демократической коалиции, в которую, кроме "Парнаса", вошел "Демвыбор" Владимира Милова, а также три незарегистрированные организации: "Партия 5 декабря", "Либертарианская партия", и "Партия прогресса" Алексея Навального).
Касьянов, в свою очередь, пообещал, что в федеральном списке будет зарезервировано три места для "молодых и перспективных" политиков. Теперь же, когда
по репутации Касьянова был нанесен серьезный удар, Навальный считает необходимым пересмотреть условия сего договора.
Касьянов, в свою очередь, проявляя византийское двуличие, говорит о том, что никаких таких условий в договоренностях вовсе не существовало. Сами лидеры коалиций решили, что будет именно так. Соответственно, изменение договоренности не считает нужным. Противоречие, на первый взгляд, довольно формальное, но при более пристальном рассмотрении весьма серьезное и, более того, непримиримое.
Чем в действительности недоволен Навальный? Учитывая взрывоопасность и неуемность амбиций среднестатистического российского либерального лидера, то, конечно же, своим второстепенным положением внутри коалиции. Он, например, как осужденный по двум уголовным делам, не может принимать участия в выборах. Навальному, в такой ситуации, в основном отводится роль "рекламного лица", завлекающего покупателей. Простите, избирателей. Не более того. Справляется плохо, но лучше, чем совсем ничего. Других все равно нет.
Реально управляют коалицией другие люди. В первую очередь, Касьянов. Усилить свое политическое влияние Навальный может, если, например, в списке тех самых трех "молодых и перспективных" появятся его ставленники. Касьянов такое намерение прекрасно понимает и отвечает соответственно.
Другой момент. "Парнас"- самая сильная, на сегодняшний день, партия в коалиции, не является вотчиной Навального. Его "Партия прогресса" — проект явно провалившийся и выкинутый на политическую свалку. Следовательно, он пытается занять ведущие роли в более сильной организации. Атакуя Касьянова, именно это и пытается осуществить. Ходы, которые в либеральной среде практикуются давно и прочно. Хотя на что Навальный надеется, учитывая, сложившийся в народе имидж "проводника интересов Запада"? Непонятно.
Какой итог можно подвести? Настоящие пауки в банке! По-другому не скажешь. Иную оценку дать невозможно. Выборы меньше, чем через полгода, а они плетут интриги против друга, слепо повинуясь не разуму, а некоему инстинкту, который заставляет их пожирать друг друга.
Происходящее в очередной раз вскрывает глубокие проблемы отечественных либералов. Куда более глубокие, чем невозможность лидеров договориться друг с другом и создать крепкий альянс. Демократическая коалиция, по всей видимости, очень скоро распадется, как и другие подобные союзы.
Однако многие до сих пор, кивая на опыт большевиков, которые в свое время превратились из маргиналов в "руководящую и направляющую силу", предрекают подобное и для либералов. Не сейчас. В сегодняшних реалиях абсолютно очевидно, что никаких реальных шансов не то, что на победу, а на сколько-нибудь достойный результат (5-7 % голосов) у нее, да и других политических организаций, так или иначе, ассоциирующих себя с либеральным проектом, либеральной идеологией, западничеством, нет. Представить то, что российские граждане придут в сентябре на избирательные участки и поставят галочки напротив кандидатов от Демкоалиции — фантастика. Но лет через 10-15. Могут ли либералы все-таки "выстрелить" в 2026, например? Нет. И еще раз нет. И вот почему.
В основе успеха любой политической организации (партии, движения или предвыборной коалиции) лежат три основных элемента: программа, текущие тенденции в общественно-политическом развитии, и, конечно же, конкретные лица, лидеры. И первая ошибка наших либералов в том, что они открыто называют себя либералами, связывают себя с идеологией либерализма и составляют свои программы в соответствии с ее постулатами. Либеральная теория — идеал, подобный коммунистическому. На ее основе написана Конституция.
Либеральные идеи, мы найдем в программах всех ведущих партий, высказываниях ведущих российских политиков и даже президента Путина.
Но открыто называть себя либералом никто не рискует. Все понимают, что это будет актом политического самоубийства. В ментальность российского человека прочно отложилась информация: либерализм-дефолт-нищета. Возможно ли поменять эту ментальность за 10-15 лет? Нет. Должно смениться еще пару поколений, чтобы забыть ужасы 90-х.
Да и нужно ли менять эту новую ментальность? Антизападничество — один главных трендов массового политического сознания. Особенно в последние годы. И возник он далеко не на пустом месте и создан он не "кремлевской пропагандой", как упорно утверждают либералы. Создан он антироссийской политикой, проводимой западными политическими элитами. Заявлять о своей ориентированности ан Запад — еще один акт политического самоубийства. Сменит ли принципиально Запад свой курс за 10-15 лет? Ответ и так понятен.
Ситуация с Навальным и Касьяновым еще раз иллюстрирует ситуацию с лидером. Жизнеспособность политической организации находится в прямой зависимости от харизмы ее главы. Никто не обращает внимание на то, что первые две буквы в "ЛДПР" — это либерал-демократическая. Все взоры обращены на Владимира Вольфовича и на то, что скажет он. А в таланте угадывать народные настроения ему не откажешь. Соответственно, либералам крайне необходимо появление нового и яркого лидера. Только где он? Даже на самом далеком горизонте не видно.
В сегодняшних условиях и в перспективе лет на 10-15 любой ход либералов приведет только к ухудшению их позиций. Отказаться от либеральной идеологии — предать самих себя, в глазах общества, по крайней мере. Выступать с прозападными позициями — выглядеть предателями собственного народа. Настоящий политический цугцванг.