Четыре интернет-гиганта, Facebook и Twitter, а также Google и Microsoft заключили с Евросоюзом соглашение об удалении и блокировании контента в течение суток. Речь идет о высказываниях, провоцирующих «межрасовую и иную социальную ненависть». По словам представителей этих компаний, в Сети в последнее время возросло количество публикаций антисемитского и антиэмигрантского толка. Что касается антисемитизма, то тут что-то говорить сложно. А вот насчёт мигрантов и ненависти к ним, особенно для Евросоюза - ничего удивительного.
После волны мигрантов, которая хлынула в Европу и ведет там себя так, как ни дома, ни в гостях себя не ведут, в общем-то, всё закономерно. Но что делают в данном случае европейские власти? Как-то стабилизируют процесс миграции, делают что-то с собственной политикой в этом вопросе? Нет, они просто затыкают своим гражданам рот.
Что интересно, наша либеральная общественность по поводу таких суровых ограничений свободы высказывания в Сети, не говорит ничего. Это не Роскомнадзор, ругать, конечно. Однако на западе экспертное сообщество такие новости восприняло с настороженностью. Дафне Келлер, бывший помощник главного юрисконсульта Google, а ныне - директор по вопросам ответственности посредников в Стэнфордском центре «Интернет и общество», прокомментировала данное нововведение так: «Оно покажется интересным для любого человека, который заинтересован в удалении определенного типа контента».
Вообще же, нужно сказать, что госпожа Келлер права. Очень многое, что просто не нравится в Сети, можно трактовать как призывы к насилию и разжигание ненависти. Но, повторимся, наши защитники сетевых свобод в России упорно игнорируют все эти новости. Потому что Европа же, а ненависть к мигрантам - это очень-очень плохо. Пусть умолкнут эти глупые европейцы, не ценящие идеалов толерантности.
При этом, что характерно, на простой запрос от Роскомнадзора по поводу предоставления данных о посещаемости тех или иных блогов, Google предоставить сведения категорически отказался. Хотя данные о посещении на многих ресурсах открыты и никакой военной тайны в этом нет. Но тут, как говорится, «тоталитарная Россия», её можно и проигнорировать.
Хотя сейчас у корпорации Google проблемы с антимонопольным законодательством. Европейская комиссия захотела оштрафовать компанию на три миллиарда долларов. Дело в том, что поисковик предоставляет ссылки в первую очередь на свои ресурсы, не взирая на посещаемость и популярность. В принципе, уже и Facebook, и тот же Google неоднократно ловили на том, что они «авторским произволом» тасуют ссылки, манипулируя массовым сознанием. Но тут, кажется, первый раз дело дошло до настолько крупных штрафов. Скорее всего, в компании решили пойти на компромисс с ЕС, чтобы не платить такие огромные деньги. Поэтому теперь гиганты цифрового бизнеса будут активно бороться с тем, что не устраивает Евросоюз.
Каким образом эти новые соглашения будут использовать европейские политики - остается только догадываться. Но есть мнение, что теперь кое-кто,под предлогом этого договора будет попросту затыкать рты своим политическим оппонентам. И, что характерно, все будет теперь «в рамках законности». Представители компаний так и говорят: «Cвобода слова - это хорошо и правильно, но никакого отношения к разжиганию ненависти она не имеет». В общем, это больше похоже уже не на свободу слова, а на свободу от слова.
В том смысле, что определенные табу, продиктованные идеологией толерантности, становятся абсолютными. Теперь и в Сети, на всей территории ЕС. В этом отношении работа российского Роскомнадзора, «Закон о праве на забвение» и прочая ловля одиночных «сетевых экстремистов» - кажется чем-то максимально либеральным и мягким. Здесь речи о заключении договоренностей с сетевыми магнатами речи в принципе не идет. Договоренностей, напомним, под угрозой огромных штрафов, которые больше похожи на банальный шантаж.
Но российские инициативы вызывают «шок, боль и трепет» у защитников сетевых свобод, а вот Европейское купирование свободы высказывания в Сети - это нормально, это так и должно быть. В общем-то, понятно, что эти запреты и ограничения - внутреннее дело ЕС. Их право, в самом-то деле. Но вот двойные стандарты наших «сетевых борцов за свободу», как всегда, несколько удивляют.