Аналитики Stratfor заявили, что нынешние экономические трудности России могут обернуться политической нестабильностью. Якобы обедневшие в последние годы россияне в мечтах аналитиков "не простят властям манипуляций" в ходе выборов в Госдуму и выйдут на еще более массовые протесты, чем в 2011-2012 годах.
Со своей стороны, российские социологи не исключают, что в трудные времена народ, наоборот, сплотится вокруг президента. Зарубежные аналитики, опираясь на данные Сбербанка, указывают, что ежемесячная зарплата россиян за прошедшие два года снизилась на 9,5%, составив в среднем около 450 долл. (около 28 тыс. руб.), то есть меньше, чем в Сербии, Польше и Румынии.
При этом в компании признают, что уровень безработицы в России самый низкий в Восточной Европе, но объясняют это тем, что власти запрещают бизнесу массовые увольнения.В докладе есть и ссылка на недавний опрос Левада-Центра, показавший, что примерно 86% россиян считают: страна вступила в полномасштабный экономический кризис. Но при этом рейтинг президента Владимира Путина не падает ниже 80%
На Западе этот этот феномен объясняют успешным поиском внешнего врага. Признают они и тот факт, что военные успехи в Сирии и якобы на юго-востоке Украины привели к росту в России патриотических настроений.
При этом даже в самом Левада-центре считают, что разговоры о протестном взрыве - это лишь информационная война против российской власти, которая оказалась в сложном положении из-за санкций.
Хотя никаких предпосылок к возможным беспорядкам, по мнению экспертов, нет. «Позиции партии власти довольно высоки, и я не вижу смысла в фальсификациях. Протестных настроений не видно, они были угнетены еще в 2014 году, в период майдана на Украине. Людей напугала картина, к чему могут привести такие акции, - и желания выходить на улицу с тех пор поутихли», - считает замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин.
Действительно, в опубликованых социологической службой, говорится о крайне низком протестном потенциале в России - несмотря на беспрецедентные санкции Запада и экономическую турбулентность. Например, целых 74 % россиян назвали маловероятными даже массовые выступления против падения уровня жизни (лишь 19% посчитали их возможными).При этом в случае появления таких акций, 82% не планируют ни участвовать в них, ни поддерживать протестующих - принять в них участие теоретически могли бы лишь 11% опрошенных.
При этом не стоит забывать, что от "мог бы принять" до "принял участие" - пропасть, которая наглядно была видна в 2008-2009 годах, когда "могли бы" отвечали и 25%, и даже 30% россиян. А американский колледж «Гамильтон» (Нью-Йорк) провел исследование среди представителей российских элит, с целью определить реальный уровень поддержки Владимира Путина.
Полученные данные явно показывают: поддержка президента и нынешнего курса страны - отнюдь не удел неких «малообразованных бедняков-иждивенцев», какими пытается показать путинский электорат антироссийская пропаганда как внутри станы, так и за ее пределами.
"Оснований для серьёзной протестной активности нет. За последние несколько лет многое сделано для того, чтобы избежать кризисов - доверия и представительства, которые проявились по итогам выборов 2011 года. Если говорить о кризисе представительства, то накануне выборов оформились значимые социальные группы, которые не получили своего представительства в парламенте",- подчеркнул руководитель ФоРГО Константин Костин.
"Но основные электоральные последствия любого экономического кризиса имеют отложенный эффект, они обязательно дадут о себе знать через несколько лет на выборах различного уровня. Несмотря на то, что люди говорят, что чувствуют кризис на себе, что их жизнь ухудшилась в каких-то аспектах, тем не менее на политические предпочтения и социальное самочувствие это пока решающего влияния не оказало",- добавил экс-глава управления внутренней политики АП РФ
Отвечая на вопрос о силах, которые хотели бы запустить в России "оранжевый сценарий", Костин ответил - такие силы существуют, но возможности у них нет. "Есть персонажи от политики, которые не имеют серьёзной поддержки в обществе, но очень хотят оказаться во власти. Многие из них находятся за границей и, в общем-то, прекрасно понимают, что в рамках предусмотренного конституцией и законодательством избирательного процесса никаких шансов у них нет: за них никто никогда в России не проголосует. А власти очень уж хочется, и тогда единственный возможный вариант - это нелегитимный сценарий",- подытоживает эксперт.
"Набор страстных пожеланий, поданных сугубо в сослагательном наклонении. Очень может быть такой рост. А может и не быть. Тогда конечно получится очень обидно, но что уж поделаешь",- оценивают прогнозы Stratfor сами оппозиционеры.
"Особенно восхитительна связь падения уровня доходов населения с протестами 2011-2012 года. На Болотную, стало быть, обнищавшее население выходило. В звездатых шубах верхом на Bentley. Wow, such analytic, very Rand Corporation. Такой оммаж на хрен себе намажь",- ехидничают участники Болотной и даже Майдана в Киеве.
"Но в результате мы имеем - с одной стороны, что американцы ожидают в России рост протеста [подразумевается, к своей выгоде], что безусловно очень помогает охранительной пропаганде увязывать протестную тематику и американский интерес",- констатирует он.
"А с другой, американцы ожидают в России рост протеста - ссылаясь на эти прогнозы, прогрессивная оппозиционная общественность может и дальше спокойно развлекаться "праймериз", бойкотами и прочим жамканьем писи. Зачем работать, если протесты и так вырастут, американцы же умные, они прогрессивную общественность обманывать не будут",- иронично добавляет он.
"Зато когда протесты вырастут, ох как мы их возглавим, и сразу поведём, прямом на штурм Кремля, вы себе даже не представляете. Почему же, очень хорошо представляем. Особенно с дальнобойщиками получилось замечательно",- от души "приговаривает" оппозиционный публицист прожекты Stratfor.