За последние недели военные НАТО стремились максимально продемонстрировать России "наличные" силы и средства. Итоги таких демонстраций вышли несколько неожиданным.
Политолог Дмитрий Евстафьев в своей статье для Известий пояснил, что результат этой военной демонстрации - а «просто учениями» то, что происходило у границ России, назвать уже нельзя - был весьма спорным. У многих вызывали законный вопрос: а что, НАТО и правда собирается так воевать?
Не являются ли эти учения элементом «операции прикрытия» обезоруживающего удара стратегическими силами, задается вопросом эксперт. Фактически, сразу после учений пошли разговоры о том, что Прибалтика как была беззащитной, так и осталась. Ну а довершили пропагандистский провал НАТО обидные высказывания министра иностранных дел Германии Штайнмайера, назвавшего действия НАТО в Восточной Европе «бряцанием оружием», напомнил Евстафьев.
"Альянс, безусловно, остается самой мощной военно-политической и военной коалицией в современном мире. Но наличных ресурсов у НАТО становится недостаточно, чтобы поддерживать тот политический статус, на который альянс замахнулся в 1990-е, не говоря уже об амбициях, которые НАТО продемонстрировал в «нулевые»."Эту нарастающую разницу, «разрыв силовой ликвидности», если хотите, приходится «закрывать» по-разному, в том числе и пропагандой, которая для нынешнего руководства альянса стала безотказным суррогатом реальных возможностей и политической мудрости", подчеркнул аналитик.
Но проблема НАТО в том, что альянса уже никто не боится «по умолчанию». Ему приходится доказывать свою способность к «сдерживанию противника», а на это уже не хватает ни ресурсов, ни организационных возможностей", и это очевидно.
Ситуация в НАТО объективно отражает состояние дел в Европе и в целом - на Западе. Образ "победителей в холодной войне" еще имеет влияние, и значительное. Созданная в 1970-1980-е годы военная инфраструктура еще поражает своей масштабностью, целостностью и избыточностью. Но уже нет ни людей, чтобы ее заполнить, ни денег, чтобы ее поддерживать в дееспособном состоянии, ни силы, чтобы заставить ее двигаться, ни политической воли, чтобы начать ее реформирование.
Таким образом, в ближайшие годы НАТО предстоит либо пойти на глубочайшие реформы альянса, причем без гарантий выживания, либо начать резко увеличивать военное бремя для европейцев. И если в ближайшие год-полтора тенденции переломить не удастся, то вера в безальтернативность альянса начнет испаряться, как вера в Евросоюз.
"Беда в том, что складывающаяся ситуация порождает в структурах НАТО рост «спроса» на военно-силовую «экзотику», причем не только пропагандистскую, но и операционную. Ведь много войн в мире начиналось из-за того, что ощущавший себя слабым нападал первым в надежде получить хотя бы временное, но преимущество.
Так что главной угрозой стабильности в Европе можно было бы назвать слабость НАТО, прикрываемую «сильно надутыми щеками».И это было бы хорошей шуткой, если бы это была шутка. К НАТО теперь нельзя поворачиваться спиной", подытожил Евстафьев.