Посольства западных стран постепенно активизируют работу в преддверии дня выборов в Государственную думу РФ. Российская же "несистемная оппозиция" на этом фоне старается демонстрировать эффективность, но получается не всегда.
Осенние протесты, как прогнозируют эксперты, не ожидаются, так как наблюдается полный перехват протестной повестки дня действующими властями.
Как пишет генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин в материале "Известий", эта тактика уже применялась и оказалась успешной в 2011 году, когда протесты в Москве стали массовыми.
Напомним, тогда власти смогли предупредить события и инициировать либерализацию избирательного законодательства до того, как начался настоящий «праздник непослушания». Такая тактика помогла серьезно снизить политический накал страстей, а в дальнейшем способствовать скорейшему излечению от «белоленточного» вируса революции.
Сегодня власти страны стараются работать на опережение на антикоррупционном, электоральном и других треках и на этот раз позволит по сути предупредить деструктивное развитие событий. А при отсутствии внутренних причин для протеста протестные акции выглядят как результат влияния исключительно внешних сил, и отрицать это бессмысленно.
Отметим, что сегодня иностранные НКО и представители некоторых посольств при повышеним активности демонстрировать активность в ходе подготовки к голосованию, они тем самым неизбежно дискредитируют «несистемную оппозицию» в глазах населения.
Хотя, отмечает Мухин, дискредитировать несистемную оппозицию больше, чем сделала в этом направлении она сама, вряд ли возможно. Разумеется, внешние наблюдатели именно этот факт станут интерпретировать как отсутствие конкуренции и попрание демократических норм.
После чего у них появится повод подвергать сомнению легитимность предстоящих выборов. Конкретно на эту подачу должен дать ответ ЦИК вместе с региональными избирательными комиссиями. В этой связи для тех региональных участников, кто пока не воспринял всерьез принципы честных выборов без судебного шлейфа, предвыборную кампанию, конечно, следует организовать супержестко.
Автор подчеркивает, что "неприкасаемых" на этих выборах быть не должно, и все участники гонки обязаны соблюдать правила и закон. С точки зрения законности, иностранное влияние на предвыборные процессы российским законодательством исключается полностью. Не соответствует оно и обычной практике дипломатического представительства.
"Однако у некоторых стран может возникнуть соблазн вести себя так, как, к примеру, ведет себя тот же американский посол Джеффри Пайетт на Украине: не скрываясь, рекомендует и вмешивается, корректирует и направляет. Благо теперь он уже посол бывший, но характерная модель поведения сохранилась.
Впрочем, наряду с неприкрытым вмешательством используются и менее заметные методы. Очевидно, отдельные иностранные посольства постараются выстроить перспективные отношения с новыми депутатами, чтобы в дальнейшем использовать их в качестве канала влияния в российской законодательной власти. Такие попытки будут носить скрытный характер и осуществляться через НКО", пишет Мухин.
Прямых атак, таких, как евромайдан, не будет. Однако исключать интенсивную работу по «раскачиванию лодки» также не приходится. Т
ем более что необходимые медиа- и интернет-ресурсы для этого имеются. А «голодных до эфира» кандидатов в депутаты сегодня предостаточно. Кандидаты и политики, которые искренне полагают, что ЦИК и госканалы якобы умышленно ограничивают их в предоставлении эфирного времени для агитации, и составляют ту самую «группу риска», с которой неизбежно попытаются работать наши «партнеры». Это нужно учитывать, подытоживает эксперт.