В правительстве Российской Федерации произошли перестановки. Со своего поста ушел в отставку министр образования Дмитрий Ливанов, что само по себе событие нерядовое, а уж ввиду скорого начала нового учебного года - тем более привлекающее внимание. Впрочем, есть вероятность, что именно из-за него и было выбрано такое время для кадровых перестановок.
Тем более, в самом министерстве образования заявляют, что работа продолжается в штатном режиме, и никаких эксцессов в связи со сменой руководства не ожидается. «Мы сосредоточены на выполнении поставленных задач и продолжаем работать в штатном режиме, сконцентрировавшись на подготовке образовательных организаций к началу учебного года», - заявили в Министерстве.
Новым министром образования и науки станет заместитель начальника управления по общественным проектам администрации президента Российской Федерации, доктор исторических наук Ольга Васильева. У нее есть две недели, чтобы войти в курс дел - и, судя по отзывам коллег, с возложенными на нее обязанностями Васильева справляться голова.
О том, что Васильева - весьма подходящий кандидат на пост главы Минобрнауки, с хорошим послужным списком, заявил и премьер Дмитрий Медведев, рекомендуя президенту новое назначение. Медведев отметил, что правительство стало более активно вести проекты в сфере образования, а «для того, чтобы воплотить идеи в жизнь, требуются и новые подходы, и новые полномочия, а в ряде случаев - новые люди». Президент Владимир Путин согласился с премьером.
Послужной список Васильевой действительно впечатляет. Начать хотя бы с того, что она - выходец из педагогической среды, и начинала свой трудовой путь, как учитель и преподаватель. После аспирантуры и защиты кандидатской работала в институте истории академии наук. В 1999 защитила докторскую диссертацию. А в 2002 году возглавила кафедру в Российской академии госслужбы.
Васильева и сейчас не оставила преподавательскую карьеру - продолжает учить и трудиться не только в качестве госчиновника, но и в качестве педагога. Можно сказать, что новый министр ближе к чаяниям педагогов, чем кто бы то ни было: она и сама принадлежит к их числу. И ее первые официальные заявления на посту министра лишь подтверждают эту оценку.
Новый премьер уже заявила, что своей главной задачей на новом посту видит заботу об учителях: «Главная задача - забота об учительстве, поскольку учитель - это главный человек в процессе образования. Учитель работает с детьми, он несет важнейшую миссию. Сегодня у нас дети, завтра у нас народ». Кроме того, Васильева подчеркнула, что считает очень важным заботу о материальном положении учителей. «Забота об учителе - это комплексная задача. И майские указы должны неукоснительно выполняться».
Кроме чаяний простых преподавателей, знакома Васильева и с работой федерального министерства. В 2012 году она уже работала в Правительстве заместителем директора департамента культуры, так что о министерских делах также знает не понаслышке. С 2014 года Васильева работала в Администрации президента, также по своему основному профилю: она курировала проекты в области образования.
Начальник управления президента по общественным проектам Павел Зенькович в разговоре с ТАСС назвал Ольгу Васильеву высококлассным экспертом в вопросах образования и науки. По его словам, она находится в постоянном диалоге с представителями профессионального сообщества и отличается высокой работоспособностью. И биография Ольги Васильевой подобные высказывания вполне подтверждает.
Ольга Васильева - член совета по подготовке программ по курсу «Отечественная история» при Министерстве образования РФ, член комиссии по делам религиозных объединений при правительстве РФ. Научный руководитель более 20 кандидатов наук. Является автором около 150 научных работ, в том числе семи монографий.
"Назначен человек, у которого солидный бэкграунд и управленца, и учителя, и умения, навыки вполне соответствуют. Её основная задача - диалог со всеми привлеченными в сферу работы министерства образования. Ливанов был министр жесткий, прямолинейный, к диалогу был не склонен, эффективно гнул свою линию, считал, что он во всем прав. Нужен был человек, который сможет вовлечь всех в диалог, в выработку общих решений",- заявил Politonline.ru руководитель "Политической экспертной группы" Константин Калачев.
"Я, в конце концов, сам по образованию педагог, работал в школе, и могу сказать, что учителя это люди, которым надо не только задачи ставить, учителя это люди, которые хотели бы быть услышанными. Еще хотелось бы добавить, что народное образование - это сфера, в которой авторитет министра не просто необходим, от авторитета министра, от отношения к нему в профессиональной среде, зависит и эффективность проводимой в сфере образования государственной политики",- добавил политолог.
"Надеюсь, что в сфере внимания нового министра будут не только вопросы содержательные, связанные с повышением качества образования в стране, но и вопросы создания для педагогов тех условий, в которых они будут чувствовать себя комфортно. Начиная с минимизацией отчетности, и заканчивая все-таки решением проблемы материальной стимуляции, материальных стимулов",- пояснил он.
"Уверен, что опыт работы в правительстве и администрации президента РФ пригодиться, но еще больше ей пригодится опыт практикующего педагога, потому что, это дает возможность ей "быть своей" для профессиональной среды. То есть, это не просто чиновник, это человек, который совмещает в себе качества администратора-управленца-организатора, и качества педагога, преподавателя",- уверен Константин Калачев.
"Безусловно, ее опыт работы в правительстве и в АП ей поможет решать вопросы повышения эффективности работы министерства, а опыт педагога позволит ей, на самом деле, очень важно уметь поставить на место других людей, и позволит ей поставить себя на место тех, кем она сейчас будет управлять",- заключил эксперт.
В свою очередь глава комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов заявил, что "Безусловно, Васильева по своим человеческим и профессиональным качествам более (чем Ливанов) расположена на то, чтобы идти на контакт с профессиональным сообществом".
"Ливанов - это технократ, жесткий руководитель, который проламывает своей волей, мало обращает внимания на мнение окружающих. И в педагогическом сообществе главная претензия заключалась в том, что он не слышит его. Васильева - это "человек смыслов". Она философ, доктор философских наук, и в администрации президента она занималась вопросами, связанными с общественными проектами, идеями",- пояснил депутат.
"Это значит, что для нее вопросы, связанные с содержанием образования, будут иметь больше значения. "Васильева - человек коммуникабельный и "постарается выстроить свою работу с учетом настроения педагогического сообщества в большей степени",- уверен он.
"Васильева из РАНХиГСа. Коллега. Ее хорошо знают и губернаторы, и НКО-шники, она отвечала за губернаторские учебы и неплохо понимает в специфике управления системой образования на уровне региона, что немаловажно",- отмечает политолог Алексей Чадаев.
"Про РПЦ. Она специалист по истории церкви. Это, как вы понимаете, совсем не то же самое, что убежденный клерикал - в советское, скажем, время религиоведы вообще сидели исключительно на кафедрах научного атеизма",- отвечает он на запушенную либеральными СМИ истерику "теперь школа будет клерикализована".
С ним согласен даже протоиерей Алексей Кураев. ""Васильева не станет вводить уроки православной этики и культуры в школах",- сообщил он Life.
"Даже если такое пожелание есть в патриархии, не значит, что Васильева его будет радостно исполнять. Для неё важнее голос президента и мнение учителей, с которыми она начнёт общаться. Не думаю, что в эту, религиозную сторону будет поворот. Так что, это напрасные страхи, что её назначение будет означать клерикализацию светского образования, - заключил священник.
"И главное. Вместо министра - "эффективного менеджера" приходит министр-коммуникатор. Считаю, это огромный шаг вперёд в понимании того, в чем у нас проблема с управлением наиболее запущенными и затратными отраслями",- заключает Чадаев.