Минобороны России подтвердило, что российский Су-33 при посадке на авианосец "Адмирал Кузнецов" выкатился за пределы палубы из-за обрыва троса аэрофинишера. Пилот истребителя жив - он успел катапультироваться и его тут же доставила на борт поисково-спасательная служба. Российская авианосная группа, как отмечают военные, "продолжает выполнять задачи похода, полеты палубной авиации продолжаются".
Естественно, ряд западных, российских либеральных и украинских СМИ, а также активисты протеста и Майдана в соцсетях тут же стали писать о том, что это "уже второй истребитель". Также они ожидаемо начали изощряться в шутках "он тоже утонул" и рассказывать про "ржавые самолеты и безруких техников-пилотов в отличие от АУГ США" - забывая, что катастрофы случались и с ВВС Америки. Мало того, количество аварий с гибелью пилотов и моряков США, увы, исчисляется сотнями.
Так, например, на борту американского авианосца «Рональд Рейган» на базе ВМС США Йокосука у входа в Токийский залив уже горел самолет Grumman E-2. Самой масштабной катастрофой считается ЧП в 1967-м году - когда на борту авианосца США погибло 134 человека, еще 161 моряк получил ранения и ожоги. Не мерее страшным был пожар на атомном авианосце «Энтерпрайз» на Гавайях в 1969-м году - тогра реактивная струя от самолета случайно ударила в стеллаж с ракетами «Зуни».
"В 1966-м году на борту авианосца «Орискани» матрос переносил связку сигнальных ракет, перекинув вытяжные шнуры через плечо. Одна из ракет за что-то зацепилась, шнур рванул и ракета запустилась. Погибло 44 человека, еще 156 были ранены и обожжены. Сгорели почти все самолеты на ангарной палубе",- пишут СМИ.
Чуть позже, в 1972-м году истребитель «Фантом» неудачно приземлился на палубу авианосца «Мидуэй» и врезался в стоящие на палубе самолеты. 5 погибших, 23 раненых, 8 самолетов потеряны.
Также в 1981 году приземляющийся на палубу авианосца «Нимиц» самолет радиоэлектронной борьбы EA-6B «Праулер» врезался в вертолет «Си Кинг». От пожара и разлета ракет сгорело девять штурмовиков «Корсар», три тяжелых перехватчика «Томкэт», три самолета противолодночной обороны S-3 «Викинг», A-6 «Интрудур», а также виновники трагедии: EA-6B «Праулер» и вертолет «Си Кинг».
В 1991-м году на «Нимице» (CVN-68) при посадке разбился F/A-18C «Хорнет». Горящую машину покинул экипаж, но её двигатели не отключились и работали в форсажном режиме.
Во время посадки на движущийся авианосец «Авраам Линкольн» погибла Кара Халтгрин - первая женщина-пилот палубной авиации. Её F-14 «Томкэт» упал в воду при заходе на посадку в 1994-м году. В 1998 году случилась авария на авианосце «Энтерпрайзе». Самолет EA-6B «Праулер» нарушил запрет диспетчера и приземлился прямо на другой самолет - S-3 «Викинг».
Случались трагедии и совсем недавно - в 2011-м году истребитель-бомбардировщик F/A-18C Hornet взорвался и сгорел на катапульте при попытке взлета с атомного авианосца «Джон С. Стеннис». Сообщалось о 10 раненых.
Кроме того, история ВВС США помнит гибель сверхдорогого ядерного бомбардировщика B-2 во время учебного полета, а также катастрофы F-22 "Раптор", множество трагедий с F-15
Напомним, что 14 ноября при заходе на посадку на авианосец действительно потерпел аварию истребитель МиГ-29, выполнявший тренировочный полет. Из-за технической неисправности самолет упал в нескольких километрах от крейсера. Летчик, пилотировавший МиГ-29, своевременно катапультировался и не пострадал.
"На палубе авиакрыла, на определенной высоте от поверхности, лежат авиафинишеры - три специальных тросса. Если оборвался первый, за ним - второй, то крюк от аэродинамического удара может отскочить, не попав на третий, аварийный, трос. Соответственно, скорость самолета не успела погаситься",- поделился с Pravda.ru заслуженный военный летчик, генерал-майор Владимир Попов.
"В этом случае надо было заходить на второй круг, если такая возможность есть. Однако, самолет еще могло и развернуть по полету и летчик при сходе с палубы, поняв, что вода близко, катапультировался. В воздухе на такой случай постоянно дежурят два вертолета, другие поисковые спасательные силы и средства, те же КАМ-овские машины. Поэтому пилота сразу подняли из воды",- рассказал он о произошедшем.
Говоря о последствиях ЧП для ВКС России, АУГ с "Адмиралом Кузнецовым" и обсуждениях в СМИ и соцсетях, генерал авиации заявил - жизнь и опыт летчика дороже любого "железа". "Железо" мы еще сделаем, а вот летчика подготовить, во-первых, очень дорогое удовольствие, и длительное время. А в остальном - разберемся, выясним. Где-то на этих ошибках научим других, чтобы не повторялись они",- считает летчик.
"А как иначе? На то и выполняются учебно-боевые полеты, чтобы учиться, чтобы извлекать опыт, нарабатывать свои определенные возможности, проверять их. В случае же аварийных ситуаций и отказов авиационной техники, или отказов - конструкторы будут еще над этим работать. Так всегда было и есть в любой стране",- заключил он.