Доктрина Путина: Кто к нам с мечом придет...

На днях президентом РФ Владимиром Путиным была утверждена новая доктрина информационной безопасности страны. Сам комплекс инициатив по противодействию информационным атакам начал разрабатываться еще в 1994 году, в 2000 году Доктрина была официально принята.

И, что печально, с тех пор, фактически не изменялась и не дополнялась. При том, что и развитие технологий, и облегчение массового доступа к этим технологиям, да и сами изменения в глобальной политике уже давно диктовали необходимость, кардинально усовершенствовать Доктрину.

Важно, что в новом документе упор сделан на своевременное предотвращение конфликтов дипломатическим и в том числе, информационным путем. Однако, тот факт, что сейчас Россия фактически столкнулась с реальностью кибер-войны, также учтен в новой концепции.

Впрочем, для всех это уже давно стало очевидным.  Стоит вспомнить анонсированные кибератаки на сайты и серверы банков России или иных государственных структур. Кибератаки происходят не только в России, но и по всему миру. Отдельную настороженность вызывают последние законодательные решения в США, где с недавнего времени спецслужбам фактически разрешено взламывать любые терминалы и серверы по всему миру. Для этого американским агентам достаточно получить ордер от окружного судьи.

Более того, речь идет не только о хакерах, но и о противодействии западной пропаганде. Не секрет, что на базе НАТОвского СтратКома формируются «виртуальные отряды», которые потом изображают из себя в сети «активистом майдана» или прочих «девочек из Алеппо», информационная война давно вышла в социальные сети. Поэтому в Доктрине предусмотрено противодействие и такой «токсичной информации».

По большому счету, Россия оказалась готова к информационной агрессии, как показали события двух последних лет. Но теперь эти усилия и направления в обороне сформулированы на уровне официальных документов.

При этом, важно понимать, что наша страна даже в рамках обороны не скатывается в информационную изоляцию. Речь в Доктрине идет и о сотрудничестве в рамках ОДКБ, а также с другими нашими политическими союзниками.

При этом, что важно, новая концепция поднимает крайне важный вопрос развития IT-технологий. И он намного шире, чем, собственно вопросы безопасности. Но без должного уровня постоянного развития как гуманитарных информационных технологий, так и машинного и программного обеспечения, мы будем оставаться, максимум, в позиции глухой обороны. А в худшем случае останемся вечно отстающими. Поэтому речь идет об очередном технологическом рывке. Такая позиция прямо проистекает из последнего послания Президента Федеральному Собранию.

В рамках этого выступления Путин прямо заявил о необходимости ликвидации барьеров высокотехнологичного экспорта. А это значит, что государство подходит к вопросу информационных технологий всесторонне и в рамках стратегических перспектив.

Стоит напомнить, что тот же СтратКом выделяет на разного рода «информационные проекты» и подготовку «гражданских журналистов и сетевых активистов» десятки миллионов долларов в год. И это только одна структура, которая базируется в Прибалтике. Скажем прямо, не самом многочисленном и экономически успешном регионе.

Помимо же этой организации есть множество фондов и западных НКО, которые также финансируют аналогичные проекты. При этом, в своей деятельности они прикрываются словами о «российской информационной агрессии». Но вот в чем парадокс, у нас Доктрина информационной безопасности не дорабатывалась 16 лет. О какой агрессии со стороны России может идти в таком случае речь?

Понятно, что для наших западных «партнеров» слова о нашей агрессии - это прикрытие для их систематических экспансивных действий, для их полномасштабного вторжения в нашу информационную среду. И уже давно пора выработать системные подходы противодействия. И подходы эти не должны сводиться к «отключить весь Интернет», поскольку они элементарно не работают. Что, кстати, отражено и в Доктрине. Речь идет о развитии технологий и о подготовке соответствующих специалистов.

В глобальном же, мировоззренческом смысле, можно сказать, что с принятием новой Доктрины информационной безопасности битва за умы началась.


Автор
Редакция