Путин: Решение о внесении "Левады" в реестр НКО-иноагентов неоднозначно

Сегодня президент России Владимир Путин посетил заседание Совета по правам человека (СПЧ). В общении с челнами совета и выступлении президента был затронут ряд важным вопросов, приняты и обсуждены довольно серьезные решения в области правозащиты и работы НКО. Также президент вручил госпремии за выдающиеся достижения в области благотворительной и правозащитной деятельности.

В этом году премию в области правозащитной деятельности получила исполнительный директор Международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза). Государственную премию в области благотворительной деятельности получил генеральный директор АНО «Детский хоспис» Александр Ткаченко. Награды Владимир Путин учредил в 2015 году, размер премии составляет 2,5 млн рублей.

Елизавета Глинка, известная под псевдонимом Доктор Лиза, участвовала в работе хосписов, благотворительных фондов, кроме того, оказывала помощь людям во время вооруженного конфликта на Украине, а также посещала госпиталь в Сирии. Протоиерей Александр Ткаченко - основатель и руководитель «Детского хосписа» в Санкт-Петербурге. Он содействовал открытию детских хосписов в Павловске и Домодедово, реабилитационного центра для иногородних детей в поселке Ольгино близ северной столицы.

Помимо вручения госпремий, Путин обсудил с членами СПЧ его работу и функции. Председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой наделить Совет статусом общественного контролера.

«Осталось нереализованным наше предложение о наделении Совета статусом субъекта общественного контроля, какой имеют тысячи членов общественных наблюдательных комиссий, сотни общественных советов и общественных палат» - напомнил Федотов. По его мнению, отсутствие такого статуса осложняет работу СПЧ "по информированию президента".

Также была затронута «вечная тема» по включению тез или иных НКО в списки иноагентов. Федотов попросил президента РФ Владимира Путина дать поручение спецпредставителю президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергею Иванову исключить экологические организации из списка иностранных агентов. По словам Федотова, примерно треть всех включенных в реестр организаций - это экологические некоммерческие организации, хотя охрана природы не относится к политической деятельности.

«Причина очень проста - проще и дешевле включить экологическую НКО в реестр, чем решать поднятые ею природоохранные проблемы», - считает председатель СПЧ. Он подчеркнул, что решение этой проблемы "будет хорошим вкладом в Год экологии и формирование практики государственно-общественного партнерства".

Что касается включенного в список иноагентов «Левада-центра», то Владимир Путин согласился с неоднозначностью решения о внесении негосударственной исследовательской организации "Левада-Центр" в реестр иностранных агентов. Обратил на это внимание научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. "Я понимаю, что это центр независимый, и иногда в нем появляются вещи, может быть, неприятные для федеральных властей, но в этом его ценность, и он составляет серьезную долю видения России как демократического государства", - сказал Ясин.

Надо думать, после слов президента статус «Левада-центра» может быть, как минимум, пересмотрен повторно. И здесь важно даже не то, являются или нет социологи «Левады» иноагентами и останутся ли в этом статусе, а то, что все происходящее совершенно не похоже на «репрессивную карательную машину», которая не щадит никого. Список иноагентов имеет практический смысл - причем для государственной безопасности нашей страны. И подход к его составлению также должен быть сугубо практическим и рациональным - этого же взгляда придерживается и Путин.

Кроме того, в ходе заседания председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» Кирилл Кабанов предложил поднять статус рассмотрения дел по экстремизму на уровень окружных судов, чтобы повысить уровень привлекаемых экспертов, а также выработать единые критерии того, что следует считать экстремизмом. "Мы считаем, что нужно поднять статус рассмотрения дел по экстремизму, по обвинениям в экстремизме на уровень окружных судов. Это, конечно, повысит уровень привлекаемых экспертов", - сказал в ходе встречи Кирилл Кабанов.

Владимир Путин, комментируя эту инициативу, заявил, что вопрос использования соцсетей для экстремистской деятельности надо решать аккуратно. «Социальные сети, и мы это хорошо знаем, все чаще и чаще используются для экстремистской деятельности. У государства возникает естественное желание противостоять этому, у нас в ИГИЛ (террористическая организация «Исламское государство», запрещена в РФ) вербуют, со всей страны до сих пор стараются уехать воевать на Ближнем Востоке, или собирают людей на массовые, незаконные, явно экстремистские мероприятия, - ксенофобские, националистические, какие угодно другие. С этим точно совершенно аккуратненько надо разобраться. Но, естественно, под эту сурдинку нельзя подводить все, что ни попадя», - подчеркнул Путин, комментируя предложение.

Также Владимир Путин поднял тему, которая звучала одной из центральных и в его нынешнем послании к Федеральному Собранию - и как нельзя более актуальна в свете четвертьвековой годовщины распада СССР и столетнего юбилей Октябрьской революции. Президент обратил внимание на работу СПЧ по увековечиванию памяти жертв политических репрессий и заявил: «Нам нужно научиться воспринимать прошлое нашей страны таким, каким оно есть; помнить и светлые, но не забывать и трагические страницы нашей истории».

«Уроки истории должны не разделять, а объединять нас, способствовать сохранению гражданского мира и согласия», - заключил глава государства, отметив, что он уже озвучивал эту тему в своем послании Федеральному собранию.


Автор
Редакция