13 октября на сайте Совета Безопасности Российской Федерации опубликован новый проект Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы.
Это долгосрочная программа развития, включающая в себя множество сфер и областей, о которых дальше речь пойдет подробнее.
Сначала же стоит поговорить о том, что такое информационное общество, обозначенное в заглавии стратегии.
Собственно, его основные признаки описываются там же: информационное общество - это общество знаний, которое стремится к их получению, производству и распространению. Которое направляет знания на развитие государства, общества и экономики. При этом с учетом приоритетом национальной безопасности. Собственно, в самих этих формулировках обозначены ключевые сферы, которым уделено внимание в проекте стратегии: от экономики до информационной безопасности.
Долгосрочная стратегия рассчитана на 13 лет, и в рамках ее реализации государство будет обеспечивать механизмы распространения и практического применения знаний на благо страны. А также условия для воспроизводства знаний в различных сферах - в образовании и науке, в культуре, в работе с «человеческим капиталом». Огромное значение в стратегии придается независимой работе механизмов информационного общества - только если оно будет самодостаточно, оно сможет развиваться и занимать лидирующие позиции в мире.
"Формирование информационного пространства знаний осуществляется путем развития науки, образовательных и просветительских проектов, создания для граждан общедоступной системы взаимоувязанных между собой знаний, создания безопасной информационной среды для детей, поддержки распространения русского языка в информационном пространстве, поддержки традиционных, отличных от доступных через Интернет, форм распространения знаний", - сообщили авторы проекта стратегии.
Одна из ключевых задач стратегии - развитие отечественной информационной и коммуникационной структуры. Максимально независимой и самостоятельной, в том числе, за счет импортозамещения и развития отечественных технологий. Речь здесь идет и об электронных государственных и финансовых услугах, и об электронных библиотеках и о платформах, на базе которых смогут развиваться онлайн-медицина и онлайн-образование. Всем им уделено внимание, цифровой экономике посвящен целый отдельный раздел стратегии.
Национальными интересами в сфере цифровой экономики названы формирование новых рынков в области информационных технологий, занятие на них лидирующих позиций, увеличение объемов несырьевого экспорта за счет развития все тех же сфер информационных технологий и услуг.
Как многие узнали из ежегодного послания президента к Федеральному Собранию, наша IT-отрасль уже сейчас занимает одну из лидирующих позиций по экспорту в структуре нашей экономики - так что в подобных планах вовсе нет ничего нереалистичного, тем более в долгосрочной перспективе. У нас уже есть твердая основа, на которой вполне можно реализовать все поставленные стратегией в области цифровой экономики задачи.
Помимо обширных планов по развитию цифровой экономики, в стратегии также уделяется внимание вопросам поддержки развивающейся отрасли - в том числе, для обеспечения возможностей выхода на зарубежные рынки. А также защите цифровой экономики от недобросовестной конкуренции. Последнему вопросу уделено особое внимание, что и не удивительно: речь идет о проекте Совбеза и вопросах национальной безопасности.
И одна из ключевых проблем, затрагиваемых в стратегии - соблюдение иностранными IT-компаниями российского законодательства и обеспечение равных условий конкуренции для отечественных и иностранных компаний. Этот вопрос, пожалуй, можно назвать весьма острым - особенно в свете недавнего скандала вокруг компании Google, категорически отказывающейся выполнять требования российского антимонопольного законодательства.
Здесь стоит сказать о том, что ничего особенного и необычного в подобных мерах нет, они не являются даже чересчур «протекционисткими», по сути, это - общемировая норма. Компании либо соблюдают условия честной конкуренции, либо получают иски в суд, а по итогам - весьма болезненные штрафы.
Подобных судебных процессов, громких и тихих, по всему миру можно насчитать сотни. О наиболее громких, фигурантами которых становились именно IT-компании, стоит упомянуть подробнее.
В 2016 году самый большой штраф в истории ЕС вкатили компании Apple, обязав выплатить 13 млрд евро. Постановления, принятые в Ирландии в 1991 и 2007 годах, позволили «яблочникам» снизить до минимума налоги, уплачиваемые в Европе. Ставка налога на прибыль для компании составляла всего 0,005% в 2014 году, при этом корпоративная структура компании позволила избежать налогов почти на всю европейскую прибыль.
Претензии по поводу все тех же налогов возникли к Alpple и в Япони: токийское региональное бюро по налогообложению установило, что местное отделение iTunes, принадлежащее Apple, скрывалось от налогов. По решению суда, Apple выплатила региональному бюро по налогообложению 117 миллионов долларов.
А министерство торговли КНР оштрафовало американского гиганта и местного производителя игр BesTV на 31 тысячу долларов как раз за нарушение антимонопольного законодательства, на котором «попался» в России Google. Совместное предприятие компаний, образованное в 2013 году, превысило предельно допустимую рыночную долю, но антимонопольные органы не уведомило. В связи с этим на IT-гиганта, появившегося после либерализации рынка иностранных консолей, был наложен штраф.
Отказ Skype сотрудничать с бельгийскими властями в раскрытии уголовного преступления привел к тому, что компанию собираются признать оператором телекоммуникационной связи, чтобы она была подотчетна местному законодательству. По бельгийским законам, операторы обязаны предоставлять запрошенные данные, и при этом Skype уверяет, что не может считаться местным телекоммуникационным оператором. Но власти Бельгии намерены склонить компанию к сотрудничеству.
Наконец, судебные процессы против информационных компаний затрагивают и вопросы защиты персональных данных: пресловутая Google была оштрафована на 100 тысяч евро за выборочное исполнение французского закона о защите персональных данных.
Многие французы, воспользовавшись законом и потребовав от Google удалить устаревшие сведения о себе в выдаче поисковика, обнаружили, что скрыта была только информация на доменах fr. Наиболее популярный домен com, по мнению американской корпорации, под действие закона не подпадает, а потому в выдаче оставался. Французский суд признал такую позицию незаконной.
Здесь стоит отметить, что и об этом, помимо вопросов добросовестной конкуренции и подотчетности иностранных компаний российскому законодательству, идет речь в стратегии. Защита персональных данных граждан от неправомерного использования признается сферой национальных интересов. Кроме того, в сфере вопросов нацбезопаности находится и защита данных инфрастурктуры промышленной, транспортной и инфраструктуры связи.
Отдельно стоит отметить, что вопросы информационной безопасности планируется решать с выходом на международный уровень, на базе структуры ЕврАзЭС, совместно с партнерами по союзу. Планируется развивать сотрудничество с партнерами по союзу и в области цифровой экономики.
Подобные планы не противоречат и полностью соответствуют нашей внешнеполитической позиции: с одной стороны, мы хотим быть как можно более самостоятельными и независимыми во всех ключевых областях, добиваться полноценного суверенитета, с другой же - всегда готовы к плодотворному сотрудничеству с другими странами, которые готовы быть нам равноправными и такими же суверенными партнерами.
Так что, с одной стороны, в стратегии обозначена линия на самое широкое евразийское сотрудничество, с другой же - на принуждение иностранных компаний к работе на равных условиях с российскими, на импортозамещение в максимальном объеме и на защиту внутреннего рынка, при, опять же, стремлении максимально выходить на рынки внешние и занимать на них прочные позиции.
Меры по защите внутреннего рынка, согласно стратегии, могут включать в себя не только штрафы в отношении недобросовестных компаний, но также и меры по блокировке доступа к программам, товарам и услугам компаний, не соблюдающих российское законодательство. Подобные меры могут показаться суровыми, однако они весьма действенны: штраф, даже солидный, крупный монополист может пережить легко, а вот потеря огромного рынка из-за отказа «играть по правилам» - проблема куда более чувствительная. И большинство предпочтет соблюдать закон, чтобы не «вылететь» с российского рынка.
Здесь нельзя не вспомнить о том, что в преддверии недавних выборов в Государстенную Думу среди основных задач по развитию российской политической системы были обозначены обеспечение конкурентности, прозрачности и законности политических процессов. Теперь, похоже, настала очередь цифровой экономики - причем это обозначено, как приоритет нацбезопасности.
"Новая стратегия, отмечу, не окончательно принята - она выставлена на обсуждение, у общества, политиков, IT-рынка есть все возможности доработки туда вносить. Позитивно то, что она нацелена на какое-то глобальное предоставление и улучшение доступа к знаниям граждан и извлечение новых знаний путем информационных технологий. Такая доктрина экономики знаний",- заявила в интервью Pravda.ru руководитель Infowatch Наталья Касперская.
"Это стратегия развития информационного общества. По сути, это вторая стратегия развития информационного общества - первая была принята тоже Путиным в 2008 году, и новая концепция развивает предыдущую стратегию. Как? Основной упор делается на "экономику знаний", развитие интеллектуального потенциала российской экономики",- заявил Politonline.ru глава фонда информационной демократии Илья Массух.
"Важно, что будущее будет не столько за инфраструктурными проектами (которые тоже, конечно, важны) - будущее за использование накопленных знаний и быстрым применением в культурных, социальных и экономических сферах",- добавил бывший замминистра связи РФ.
"Основная задача этой стратегии - координация работ органов власти, правительства и регионов с тем, чтобы взаимоувязать управление и экономику, производство и услуги всех типов",- пояснил эксперт.
После подписания стратегии в ее реализации примут участие администрация президента, Правительство, Совбез, федеральные органы исполнительной власти, региональные и муниципальные власти, государственные внебюджетные фонды, фонды и институты развития, госкорпорации и центробанк. Можно сказать, что нас ждет реализации стратегии по развитию информационного общества действительно в масштабах всей страны.
Напомним - 6 декабря 2016 года президент России Владимир Путин утвердил новую доктрину информационной безопасности нашей страны.