Российская оппозиция намерена использовать полубойкот выборов. Россиянам предлагается участвовать в процессе ради агитации и призывов к смене власти.
Таким образом выборная кампания рассматривается как средство мобилизации сторонников и подготовки к своего рода майдану. Как пояснил лидер «Новой оппозиции» Марк Гальперин, «выборы - вирус, с помощью которого власть заражает компьютер оппозиции». Он привел в пример столичные выборы мэра 2013-го, когда сторонники Алексея Навального, заявив о нарушениях, против них не протестовали, потому что Навальному позволили участвовать в кампании.
А на выборах 2014 года в Мосгордуму, те же «Яблоко» и ПАРНАС не договорились о едином списке и не получили ни одного места. То есть «оппозиция была полностью занята выборами. О смене власти другим путем даже и не думала».
Гальперин подчеркнул. что у оппозиции нет достаточного количества людей, денег, медиаресурса, поэтому и на муниципальных выборах этого года, и на президентских в 2018 году ситуация повторится. Он считает,что власть расписала сценарий для оппозиции на многие годы вперед: «В Кремле довольны - оппозиция пляшет под дудку власти, на повестке дня у нее ничего, кроме выборов, нет». Соответственно, участвовать в них надо исключительно для подготовки ситуации в стране к кардинальной смене власти.
Сточки зрения Гальперина это не полубойкот. Два месяца выборной агитации нужно использовать для привлечения новых сторонников и для призывов к смене власти через новую демократическую революцию. Гальперин подчеркнул, что хотя наверняка власть будет противодействовать, но оппозиция должна использовать все возможности, которые появятся.
Планируется, что сперва оппозиция создает свои ячейки в городах - последством "прогулок", через которые создаются протестные мини-группы. Позже устанавливаются горизонтальные связи, наращивается количество участников - до нескольких сотен или даже тысяч. После этого будет митинг протеста, на который должны прийти 100 тыс. имеющихся членов новой оппозиции, а уже в самом конце - противостояние и смена власти.
По мнению вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, если кандидат идет на выборы, он волей-неволей признает процедуры. «Ленин говорил, что выборы в столыпинской реакции - это возможность агитации и мобилизации сторонников. Особенно среди рабочих, поскольку других возможностей тогда почти не было. Но даже Ленин признавал институт выборов», пояснил Макаркин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев назвал тактику Гальперина тактикой скандализации. Это, отметил эксперт, "превращение выборов в инструмент самопрезентации и продвижения своих программ по принципу - движение все, цель - ничто».
По его словам, предложение участвовать в выборах только для пропаганды родилось из отчаяния оппозиции и будет рождать противодействие власти: она может и зарегистрировать кандидата, и снять его, и даже позволить дойти до конца, чтобы показать его ничтожный результат. "А при подходе Гальперина люди понимают, что ничего конструктивного оппозиция не предлагает. Власти это даже выгодно", резюмировал Калачев.
Напомним, не так давно заведующая кафедрой социологии и психологии политики МГУ Елена Шестопал представила исследование, согласно которому Григорий Явлинский стал третьим по популярности кандидатом в президенты России после Владимира Путина и Дмитрия Медведева.
Однако, рейтинг интересен тем, что в нем либеральная партия подтверждает - Владимир Путин является беспрекословным лидером . На втором месте в рейтинге оказался премьер-министр Дмитрий Медведев (25%), а возглавил его действующий президент Владимир Путин (56,5%). За председателя ПАРНАС Михаила Касьянова отдали "голоса" всего 4,5% голосов респондентов.
Стоит добавить, что в данных, опубликованных "Левада", говорится о крайне низком протестном потенциале в России - несмотря на беспрецедентные санкции Запада и экономическую турбулентность. Большинство россиян (74 %) назвали маловероятными даже массовые выступления против падения уровня жизни (лишь 19% посчитали их возможными).
При этом в случае появления таких акций, 82% не планируют ни участвовать в них, ни поддерживать протестующих - принять в них участие теоретически могли бы лишь 11% опрошенных. При этом не стоит забывать, что от "мог бы принять" до "принял участие" - пропасть, которая наглядно была видна в 2008-2009 годах, когда "могли бы" отвечали и 25%, и даже 30% россиян.
Касательно протестных акций - 78 процентов россиян "не считают их проведение возможным", иначе считают только 15%. Если же такие митинги состоятся, в них посчитали возможным свое участие лишь 8% опрошенных против 83% отказавшихся.
Кроме того, социологический центр выяснил, что подавляющее большинство россиян (95% населения) в течении прошедшего года не участвовали ни в протестах, ни в забастовках. Социологи сообщили, что опрос был проведен по общенациональной выборке в 137 населенных пунктах 48 регионов России.
Несмотря на все проблемы, россияне продолжают поддерживать свое правительство , заявили участники конференции Russian Economic Challenge, организованной Московским центром Карнеги.
Из опроса ВЦИОМ также следует, что к самим митингам россияне стали относиться более негативно, чем года три назад. Сегодня считают, что такие мероприятия могут привести к развалу общества считают уже 30% опрошенных, тогда как в 2012 году из было 22%. Из тех, кто считает митинги деструктивными - 42% москвичи и петербуржцы, селян - 27%.
"Ситуация повторяется далеко не в первый раз: низовой социальный протест либо отторгает внесистемную оппозицию, навязывающую людям свою повестку, либо быстро сводится к «междусобойчику» на двести человек, который можно наблюдать на сугубо политических акциях наших ультралибералов", писал ранее Politonline.ru.