Члены Совета Федерации Андрей Клишас и Анатолий Широков выступили с инициативой либерализации процедуры президентских выборов. Речь идет о внесении пакета поправок к законам «О выборах Президента Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Кодекс об административных правонарушениях.
В первую очередь эти поправки коснутся упрощения процесса наблюдения за выборами, регистрации самих кандидатов и упрощения порядка голосования. В целом, все данные инициативы направлены на создание большей прозрачности электоральных и избирательных технологий. Чтобы ни у кого не возникло сомнений в легитимности решения, принятого большинством избирателей.
В пояснительной записке к пакету поправок прямо говорится о том, что необходимо либерализовать и упростить систему выборов для всех участников и наблюдателей голосования. Например, в связи с большим числом избирательных участков, наблюдателей теперь не нужно будет заблаговременно регистрировать списком и «прикреплять» только к одному участку.
Более того, активно будут использоваться камеры видеолнаблюдения на участках. Это позволит всем заинтересованным лицам следить за ходом выборов в режиме онлайн. Кстати, это облегчит и работу наблюдателей от оппозиционных «малых партий», у которых наблюдателей на все участки может не найтись чисто физически.
Как резюмируют авторы пакета поправок, эти нововведения позволят «обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации избирательных прав всех участников избирательного процесса».
О самых значимых из этих инициатив стоит поговорить отдельно и более подробно. Как уже было сказано выше, появятся камеры видеонаблюдения для обеспечения прозрачности и легитимности процедур, и оперативного фиксирования нарушений. При этом, куда более мобильными станут наблюдатели на участках. Им, кстати, согласно законопроекту, будут предоставлены дополнительные права.
Например, согласно законопроекту, «наблюдатели вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение (помещения), где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей». То есть, как и было сказано выше, теперь наблюдатель не «привязан» к участку.
Помимо этого, сенаторы предлагают отменить систему открепительных удостоверений. В законопроекте по этому поводу в частности говорится: «предлагается закрепить презумпцию доверия избирателям. Граждане вправе не позднее 3 дней до даты голосования по телефону или в виде электронного обращения подать заявку на голосование по месту нахождение в создаваемый ЦИК России Центр обработки обращений.
В случае поступления от одного гражданина более одной заявки, все повторные отклоняются. После получения гражданином ответа он вправе явиться в участковую избирательную комиссию для включения в список избирателей». За злоупотребление доверием предлагается ввести административную ответственность.
К слову сказать, «голосование по открепительным» превратилось в России в один из основных источником недоверия к легитимности выборов всех уровней. Уж слишком много лазеек. Теперь этот механизм предлагают не просто скорректировать, а кардинально изменить.
Следующий важный пункт - это облегчение доступа к избирательным участкам. Речь идет о том, что «законопроектом предусматриваются исключение пятилетнего срока образования избирательных участков путем уменьшения максимальной численности избирателей на избирательном участке до 1,5 тыс».
То есть, это разукрупнение участков, создание большего их количества, чтобы как можно большему числу избирателей было удобно голосовать. А проблема с наблюдателями решается, как было сказано выше, камерами видеонаблюдения и мобильностью самих наблюдателей.
Что касается самих кандидатов, то их также не обошли вниманием, в плане облегчения им порядка регистрации и доступа на выборы. Законопроект предлагает упрощение механизма сбора подписей: «упрощаются требования к указанию сведений об адресе места жительства избирателя при поддержке выдвижения кандидата. Так, адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в законе реквизитов, в случае если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя». То есть, теперь сбор подписей, количество которых еще раньше было сокращено с двух миллионов, до ста тысяч, теперь будет осуществляться легче, и, главное, быстрее.
Все эти меры призваны сделать будущие президентские выборы самыми прозрачными и открытыми для всех заинтересованных сторон. Более того, все они играют на повышение избирательной явки, чтобы максимальное количество граждан РФ реализовало свое избирательное право.
Иными словами, президентские выборы в России в 2018 году могут стать действительно всенародным референдумом о будущем страны, где будет представлен самый широкий спектр кандидатов, и народ будет выбирать не просто нового главу государства, а тот путь, по которому Россия пойдет в будущее.