Европа признала невозможность финансирования НАТО

Военный альянс НАТО переживает тяжелые времена. Требование руководства привести расходы на оборону всех стран-членов в соответствие с руководящими принципами организации могут исполнить далеко не все.

Что характерно, некоторые государства, такие как Чехия и Словакия, не готовы повысить расходы до требуемого минимума. С другой стороны, та же Латвия согласна профинансировать оборону в ущерб интересам собственных граждан. 

Фактически, стандартные требования НАТО отчислять на оборону до 2% ВВП не принимают во внимание тот факт, что в НАТО входят страны с различным уровнем экономического развития. Ряд стран просто не тянет такие расходы, особенно учитывая отсутствие реальных внешних угроз.

По мнению политиков, увеличение расходов на оборону бессмысленно, так как сейчас безопасности стран НАТО ничто не угрожает. Выделение значительных сумм на вооружение станет неэффективным использованием бюджетных средств, тем более что это может негативно сказаться на уровне жизни граждан. К примеру, депутат Европарламента от Чехии, член коммунистической партии Катерина Конечна пояснила Известиям, что требование альянса повысить оборонные расходы не соответствует нынешней реальной ситуации в сфере безопасности.

Она дала понять, что чешское правительство могло бы инвестировать деньги более эффективным способом - например, в систему образования и здравоохранения. Такой подход вместе с давлением со стороны НАТО на некоторые страны может привести к серьезному разладу между союзниками.

По данным аналитиков, в Словакии сейчас также обсуждается вопрос проведения референдума о целесообразности членства в НАТО, а оппозиционная партия «Котлеба - Народная партия «Наша Словакия» уже собирает подписи под петицией для проведения плебисцита. 

Трудности с повышением расходов на оборону касаются фактически всех стран альянса. Вопрос актуален для Румынии, Болгарии и многих других. Но некоторые страны упорно пытаются соответствовать заданной альянсом планке даже в ущерб собственному экономическому развитию, оправдывая при этом свои политические решения мнимой «российской угрозой».

В феврале 2017 года министр обороны Латвии Раймонд Бегманис заявил, что его страна намерена достичь минимального порога в 2% уже в следующем году. Хотя сегодня только пять государств способны тратить не менее 2% от своего ВВП на оборону:  США (3,61%), Великобритания (2,17%), Польша (2,1%), Греция (2,36%) и Эстония (2,18%).

Отметим, что Чехия, Словакия, Венгрия, Испания, Дания, Бельгия, Люксембург, Албания и ряд других, тратят на военные цели около 1% от своего ВВП. Если увеличивать отчисления в НАТО, это немедленно скажется на уровне жизни населения и серьезно осложнит экономическую ситуацию, поясняют эксперты. Понятно, что  финансовые возможности Берлина или Парижа кардинально отличаются от ресурсов Братиславы, Праги или Риги.

Намеренное культивирование в общественном сознании образа врага в лице России, с помощью которого Запад оправдывает необходимость увеличения военных бюджетов, уже сейчас вызывает вопросы у рядовых европейцев. При этом та же Украина не может - и никогда не сможет - внятно обосновать свои обвинения по "оккупации" Россией Донбасса.

Напомним, начальник генштаба ВС Украины Виктор Муженко в эфире "Пятого канала" украинского ТВ признал, что "в Донбассе нет регулярных частей российской армии". По его словам, генштаб располагает лишь "доказательствами того, что на стороне ополченцев воюют отдельные граждане России".

Но о добровольцах, едущих защищать Донбасс, не являясь действующими военнослужащими РФ писали и сами ополченцы. "В настоящее время украинская армия не ведет боев с регулярными частями армии России", - подчеркнул Муженко. Еще в 2015 году глава разведки Франции генерал Кристоф Гомар заявил, что российские войска никогда не вторгались на Украину, а разведка США фальсифицирует данные о "вторжениях".

Так что обосновывать отчисления в НАТО "российской угрозой" становится все сложнее.


Автор
Редакция