Изменение системы сборов с большегрузных автомобилей, проходившее на фоне протестов дальнобойщиков, сразу же выявило регионы с непрозрачной экономикой. При этом статистика грузоперевозок противоречит утверждениям о том, что новые сборы "убивают" рынок.
С 1 апреля перевозчики на грузовиках массой свыше 12 тонн будут платить в систему "Платон" 1,91 руб. за 1 км пробега вместо предполагавшихся ранее 3,06 руб. за 1 км. Отметим, что повышение размеров сборов за возмещение вреда федеральным дорогам по решению правительства РФ будет вдвое меньше запланированного и составит 35 коп. к нынешнему уровню.
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев сказал, что оно "позволит и всем грузоперевозчикам лучше приспособиться, и еще раз верифицировать работу самой системы, увидеть, как она действует, увидеть ее сильные и слабые стороны". По его словам, добросовестным перевозчиком быть выгоднее, "чем больше ездишь, тем меньше платишь тариф, в этом резон определенный есть".
Что характерно, будет и повышение и штрафа за нежелание регистрироваться в "Платоне", поскольку "оказалось, что штраф платить выгоднее, чем регистрироваться". Премьер пояснил, что это нужно для того, "чтобы побудить всех, кто не зарегистрировался, вести себя честно, чтобы не было недобросовестной конкуренции, когда одни платят, а другие - нет".
Напомним. повышение тарифов происходило на фоне "всероссийской стачки" дальнобойщиков, организованной рядом региональных активистов, протестующих против чрезмерной финансовой нагрузки на их бизнес. По сути, выступление Медведева подвело черту под требованиями протестующих - стало ясно, что полностью отменять сборы в "Платон" никто не собирается.
Выступающие против "Платона" озвучивали разные причины своего недовольства - от желания диалога с властями до необходимости озвучить устойчивые подозрения в непрозрачности концессионного конкурса по созданию "Платона" и расходования Росавтодором собранных с них средств. Больше всего возмущались приверженцы так называемых "серых схем", для которых подорожание сборов стало уже неподъемным.
Этим в принципе можно объяснить отсутствие негатива по поводу величины сбора в "Платон" у крупных перевозчиков, которые заранее успели переориентироваться на работу "в белую" с крупными предприятиями, деятельность которых уже давно не предполагает возможности каких-либо нарушений законодательства.
Еще один проект Росавтодора - это развертывание системы автоматизированного весового контроля грузовиков. Речь идет о специальных рамках, фиксирующих госномер и полный вес грузовика и при превышении установленных норм начисляющих штраф нарушителю в автоматическом режиме. О критическом ущербе, который перегруженные сверх нормы фуры наносят дорожному покрытию, неоднократно заявляли в Росавтодоре.
Планируется, что за превышение допустимых осевых нагрузок, зарегистрированное автоматической системой, собственник грузовика за однократное нарушение заплатит 150 тыс. руб., что по меркам малого бизнеса равносильно разорению. Как отметил директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов, наибольшая активность забастовщиков проявилась как раз в тех регионах России, где преобладает "неформальная экономика" - Северный Кавказ и Юг России, регионы от Забайкалья и Бурятии до Дальнего Востока.
При этом "белые" перевозчики тоже не особо радуются нововведениям, но честно платят требуемые суммы. Любопытно, что многие эксперты критикуют правительство за низкие темпы роста тарифов. В ответ на это, комментируя пониженную индексацию тарифа на 25%, вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил журналистам, что это решение "связано с тем, что необходимо устранить все недостатки, которые до сих пор существуют в системе, решить проблемы и только после этого переходить к повышенному уровню платы".
Система "Платон" не помешала тому, что объем перевозок автомобильным транспортом в 2016 году вырос на 1,8% к прошлому году, до 5,14 млрд тонн, грузооборот автотранспорта за тот же период увеличился на 0,8%, до 234,5 тонно-километра, сообщает Росстат.
Стоит добавить, что в первую неделю апреля российские перевозчики зарегистрировали в "Платоне" свыше 3 тыс. автомобилей, привнеся в дорожный фонд: увеличенные ежесуточные платежи. Так что все разговоры об "убийстве" большегрузного бизнеса не имеют под собой никаких оснований.