Московские следователи заканчивают расследование громкого уголовного дела о подготовке теракта 9 Мая прошлого года в центре Москвы, который предотвратили сотрудники ФСБ.
По данным следствия, злоумышленники планировали совершить нападение с использованием гранатомета, взрывчатки и автоматов на участников праздничных мероприятий. В группу террористов входили выходцы из Ошской области Киргизии. Не так давног по обвинению в причастности к другому теракту - взрыву в метро Санкт-Петербурга арестовали одного из командиров группы.
Сообщается, что обоих преступлений может быть один и тот же заказчик - полевой командир из Сирии, называющий себя Мухаммадом. Именно под его руководством были созданы группы боевиков для совершения террорисческих актов в местах массового скопления людей в Москве. Целью преступников было воздействие на принятие органами госвласти РФ решения о прекращении борьбы с террористами в Сирии.
В подготовке теракта подозревают 28-летнего уроженца Ошской области Киргизии Анваржана Тошболтоева, в последнее время проживавшего в Москве. Ему инкриминируется "подготовка теракта" (ст. 30, а также п. "а" ч. 2 ст. 205 УК РФ). Предполагаемые исполнители - выходцы из Ошской области Айбек Саидов и Усман Менгликулов, которые вместе с не установленными пока боевиками хотели отметить "свадьбу" в центре столицы. В данном случае под "свадьбой" подразумевается террористическая атака.
В деле фигурируют еще двое пособников, обвиняемых в "незаконном обороте оружия и боеприпасов" (ст. 222 УК РФ). Сам Тошболтоев пояснил, что его идеологическую обработку еще летом 2014 года начал младший брат Акмальжан, примкнувший в Сирии к антиправительственной группировке. Боевик стал присылать семье через WhatsUp пропагандистские листовки террористов, после чего старший брат Азамжан, живший и работавший в Москве, улетел в воюющую Сирию. Братья стали называть ее "территорией законов шариата".
Ехать к братьям Тошболтоев-средний отказался, согласившись при этом выполнять поступающие из Сирии поручения. После этого ему по телефону позвонил Мухаммад, предложивший в дальнейшем осуществлять все контакты только через мессенджеры WhatsApp и Telegram. Первым заданием его было развезти по районам Киргизии деньги для вдов убитых в Сирии боевиков. Для этого Мухаммад отправил ему список нуждающихся и перевел на счет своего агента $3,7 тыс.
После того как первое задание было выполнено, Мухаммад предложил Анваржану съездить на заработки в Москву. Прибыв туда Тошболтоев получил команду съездить к станции метро "Кузьминки", где неизвестная женщина "с закрытым хиджабом лицом и детской коляской" передала ему $700 и тут же ушла. На эти деньги по заданию Мухаммада Тошболтоев купил восемь дешевых телефонов и стал ждать дальнейших указаний из Сирии.
Спустя еще несколько встреч, связанных в основном с приемом и передачей наличности, Мухаммад рассказал, что планирует в Москве крупный теракт в майские праздники и рассматривает его в качестве исполнителя. Анваржан стрелять по людям отказался, поэтому получил приказ заниматься подготовкой акции и "обеспечением Холида и его бойцов". В итоге Тошболтоев съездил на Красную площадь, которую внимательно осмотрел на предмет организации охраны, возможности заезда на автомобиле и быстрого отхода. Он сделал панорамную съемку всей площади на камеру телефона, а затем опять же по WhatsUp отослал ее Мухаммаду.
Перед самим терактом подозреваемый съездил на квартиру в Ясенево, в которой уже жили его земляки. В арсенал террористов входили гранатомет РПГ-26, семь тротиловых шашек, кусок пластита весом чуть более 400 г, две гранаты Ф-1, два автомата АК-74 калибра 5,45 мм и несколько упаковок патронов. 2 мая Тошболтоев с подельниками упаковала все вооружение в спортивную сумку и на машине повезли в район станции метро "Щелковская", где их должны был встретить. Но теракт был сорван спецназовцами ФСБ, которые штурмом взяли квартиру того самого Холида, оказавшегося в итоге Айбеком Саидовым,
В тот же день Анваржан Тошболтоев и два его пособника были арестованы, а еще через две недели скрывавшийся член ОПГ Усман Менгликулов. Адвокат Анваржана Тошболтаева Роза Магомедова отказалась комментировать обстоятельства уголовного дела по существу, отметив только, что ее клиент "раскаялся, ответил на все вопросы следствия, оказав посильное содействие в разоблачении других участников преступного заговора, и, на мой взгляд, вправе рассчитывать на досудебное соглашение о сотрудничестве".