Украина закрывает православную церковь

Верховная Рада Украины отменила рассмотрение двух скандальных законов о «религиозной дискриминации», за которые панировалось голосовать сегодня. По словам заместителя председателя фракции «Блок Петра Порошенко» Алексея Гончаренко, «Мы не просто трижды, а триста трижды должны подумать до того, как вообще в какие-то вопросы, связанные с религией и Церковью, вмешиваться через законодательные действия. Сегодня мы не должны этого рассматривать и мы этого рассматривать не будем».

Впрочем, зная настойчивость украинских властей в вопросе давления на Украинскую Церковь Московского Патриархата, с грустью можно констатировать, что история не закончена. О чем, фактически, прямым текстом заявил на молитвенном стоянии против законопроектов депутат Рады Вадим Новинский. По его словам, «на рассмотрение законопроектов об изменении статуса Украинской Православной Церкви у депутатов Верховной Рады не хватило времени».

Однако, по мнению парламентария «еще будут попытки поставить нашу Церковь под контроль государства, но мы верим, что Господь нас не оставит. Все мы патриоты, и любим свою страну». Также, он подтвердил, что голосование по этим законам «отложено на неопределенный срок».

Ниже мы расскажем, в чем суть этих законов и какой реакции так испугались украинские парламентарии, что решили убрать антиконституционные законы «под сукно» от греха подальше. Вначале же, стоит просто понять, что эти законопроекты могут попросту уничтожить Православие на Украине.

Законодательные инициативы, касающиеся религиозных организаций, которые продвигали в Верховной Раде Украины - это, в общем, далеко не новая история. Просто только сейчас она приобрела такие вопиющие масштабы.

Речь идет о законопроекте «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано парламентом Украины государством-агрессором». Вторая инициативы - внесение в «Закон о свободе совести и вероисповедания» Украины термина «самоидентификация».

Проще говоря, если следовать первому закону, то теперь клириков и епископов, например, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата будут назначать чиновники. Да, не Украинский митрополит, не Синод и Собор, вообще, не церковные структуры, а представители властей Украины.

Во второй пакет новшеств в религиозное законодательство предполагает по сути «рейдерский захват храмов». Ну, то есть, соберутся некие люди, которые «самоидентифицируют» себя представителями общины того или иного храма. Проведут «референдум», на котором решат, что «их храм» из юрисдикции РПЦ МП переходит в раскольничий «Киевский патриархат».

По единодушному мнению, многих экспертов и представителей самых разных конфессий, в первую очередь эти законы направлены против Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Стоит напомнить, что Петр Порошенко и депутаты Рады уже не первый раз пытаются ликвидировать либо каноническую связь УПЦ с Москвой, либо саму Украинскую церковь. До этого со стороны Рады были обращения к Константинопольскому Патриархату, о том, чтобы тот «забрал» себе Украинскую Церковь и пересмотрел итоги Переяславкой Рады.

Впрочем, Вселенский Патриарх Варфоломей ответил на такие предложения довольно резко и в том духе, что «украинские власти лезут в ту сферу, которой не понимают, и в которую лезть не имеют никакого права». До этого Порошенко дважды лично, в 2015 и 2016 году обращался к Патриарху Варфоломею с аналогичными инициативами и оба раза получал в ответ либо дипломатичный отказ, либо молчание/

Параллельно, представители «Киевского патриархата» продолжают силовые захваты храмов ПЦ МП. По последним данным, таких захваченных за последние три года храмов - около сорока. Но если раньше эти действия были противозаконны, то с принятием новых инициатив Рады в сфере «свободы вероисповедания» - рейдерский захват храма станет в порядке вещей и вообще, повседневной практикой.

Как было сказано, представители иных конфессий также высказали резкое несогласие с новыми законодательными инициативами Украины. Так, епископ Харьковско-Запорожской епархии Римско-Католической Церкви Станислав Широкорадюк заявил, что «все делается для того, чтобы Киевский патриархат смог забрать приходы Московского патриархата к себе. Создается коррупционная схема для того, чтобы свободно переходили приходы в Киевский патриархат... Это не хорошо, это не справедливо! Кто сильнее, тот и прав, - это не по-христиански. То же рейдерство!».

Игорь Рудзик, секретарь Украинской Лютеранской Церкви, особо подчеркнул, что «принадлежность личности к той или иной религиозной общине в законопроекте предлагается определять через самоидентификацию с этой религиозной общиной. Но это утверждение противоречит нашему уставу! Далее сообщается, что подтверждением самоидентификации служит факт участия в религиозной жизни общины. Но "религиозная жизнь" - это тоже очень размытое понятие. Это только участие в богослужениях или же непременное участие и в других сферах жизни общины?».

Он также отметил, что предусмотренное законопроектом решение вопроса о смене подчиненности религиозной общины (переход общины в другую религиозную организацию) путем голосования простым большинством - это вмешательство во внутренние дела религиозной организации: «По нашим внутренним законам на собрании должно присутствовать минимум 2/3 членов общины. Поэтому, на наш взгляд, этот законопроект вмешивается в наши внутрицерковные дела».

Исполнительный директор Объединения иудейских религиозных организаций Украины, Евгений Зискинд, также отметил, что «Законопроект № 4128 апеллирует к такому понятию, как "самоидентификация", хотя при этом вообще не дается четкого пояснения, что имеется в виду.

Например, в иудейской традиции недостаточно только личной заинтересованности и определенности - необходим еще ряд обрядов, обычаев, которым необходимо следовать. Двери наших храмов открыты всегда и каждому, но это совершенно не означает, что все те люди, которые приходят в синагогу, смогут называться членами нашей религиозной общины, а тем более решать ее судьбу. Так что этот законопроект открывает путь рейдерству, захвату храмовых сооружений и земель только лишь на основании факта "самоидентификации"».

Ряд епископов УПЦ МП призвали прихожан в эти дни держать пост и исполнять специальное молитвенное правило. У здания Верховной Рады Украины также с утра проходит молебен «о вразумлении властей».

Некоторые либеральные деятели уже ехидно пишут что-то вроде «политота напоминает Московскому Патриархату,- " нет власти аще от Бога".

P.S. Вы же так долго призывали к смирению...».

Кроме дежурного определения от министра иностранных де РФ Сергея Лаврова, хотелось бы напомнить либеральной общественности о таком документе, принятом на Архиерейском Соборе 2000-го года, как «Основы социальной концепции РПЦ». В этом документе есть и тезисы про то, что «Церковь может инициировать акты мирного гражданского неповиновения» против государства, если государственная власть ведет безнравственную и антихристианскую политику. Собственно, именно сейчас на Украине реализация этого пункта и происходит.

Некоторые уже начали обвинять Патриарха Кирилла в том, что это его вина, поскольку он «слишком срастил Церковь и государство», и Украина реагирует на УПЦ МП, как на политический институт. Однако и это, то ли ложь, то ли глупость от незнания. Украинские власти с самого начала своей «незалежности» делали все, чтобы получить свою, «незалежную единую Церковь». Эти инициативы принимал и Кравчук, и Кучма, и Ющенко. А в те времена Патриархом был Алексий II, да и ни о какой «симфонии» речи не шло в принципе. О какой симфонии Церкви и государства могла идти речь в каком-нибудь 1994 году? А украинские власти уже тогда всячески поощряли развитие «Киевского патриархата». 

В свою очередь Патриарх Кирилл уже обратился с открытым письмом к президенту Украины Петру Порошенко и участникам "нормандской четверки": президенту России Владимиру Путину, канцлеру Германии Ангеле Меркель, президенту Франции Эмманюэлю Макрону, а также с посланием к предстоятелям поместных православных церквей, папе римскому Франциску, генсеку ООН Антониу Гутерришу и генсеку Всемирного совета церквей Олафу Фюксе Твейту.

В этих письмах, в частности, говорится о том, что «в случае принятия данных проектов будет узаконена неслыханная для современной Европы дискриминационная правовая практика в отношении большинства православного населения Украины. Столь ограничительное религиозное законодательство не действовало на Украине даже в период коммунистического режима, а на остальной территории Европы нечто подобное существовало разве лишь во времена нацистского правления в Германии. Украинская православная церковь - это крупнейшая конфессия страны, присутствующая во всех ее регионах и обладающая колоссальным миротворческим потенциалом. Попытки втянуть ее в политическое противостояние недопустимы и могут привести к необратимым последствиям».

При этом, предстоятель Русской Церкви особо подчеркнул, что «принятие законопроектов поставит под угрозу конституционные права миллионов украинских верующих, способно вызвать волну насилия и новых захватов храмов, обострить гражданский конфликт на Украине, переведя его в религиозную плоскость».

Пока, повторимся, законопроекты были отложены. Видимо, украинская власть оценила масштаб проблемы и не окончательно утратила связсь с реальностью. Но это совершенно не означает, что подобных инициатив не будет и впредь. Просто это еще одна «сорвавшаяся» попытка, который в прошлом было не мало. Украинским же православным стоит посочувствует и пожелать духовной стойкости. 

В конце концов, речь идет о Церкви Христовой «и врата ада не одолеют Её», а уж тем более какие-то украинские антиклерикалы и сектанты «Киевского патриархата».

 

 


Автор
Редакция