Возмущение «страшными очередями» к мощам Николая Чудотворца уже идёт волнами по сети. Впрочем, то ли волны в этот раз пожиже, то ли, что скорее всего, все уже привыкли к этому нытью. Нытье тут дежурное, «перекрыли проезд», не проехать-не пройти, и вообще, всё это «не православие, а язычество».
Пишут это люди, которые горячо поддерживают многочасовые очереди за очередным айфоном или новой линейкой игровых приставок. И которые, весьма возможно, стояли в той самой очереди в первый московский «Макдональдс».
Впрочем, данное возмущение являет собой отличный информационный повод, чтобы вспомнить, куда в России теперь стоят многочисленные очереди, и к каким ценностям тянется то самое российское общество, которое в «либеральных и интеллигентных кругах» принято называть быдлом.
На выставку Серова оно, например, тянется. Тогда, стоит напомнить, тоже было громогласное возмущение чем-то там перекрытым. Еще в Третьякову. И в Питере. И там тоже, кстати, возмущались. А еще - к Поясу Богородицы, и вот теперь к мощам Николая Чудотворца. Наверное, это все же лучше, чем очереди за новыми гаджетами. Но тут как раз дело не в гаджетах, а в разнице восприятия реальности. И, если уж совсем прозрачно, то в метафизике.
Все эти выступающие ныне против перекрытия дорог «верующими очередями» - это адепты культа потребления.
Еще раз. Адепты. Культа.
Этот культ предполагает, что материальные блага, новые приобретения материального характера - делают человека лучше, приобщают его к некоей новой, «метафизической реальности». И да, беспрепятственное использование всех этих гаджетов - это ни что иное, как отправление этого самого культа. А
уж телефон это или автомобиль на котором хочется проехать именно там, где идет очередь - так ли важно? Такая зацикленность на материальном и на «сделочном» характере метафизики (я плачУ, мне дают гаджет, за мои деньги он делает меня «особенным») характерна для самых примитивных форм языческого мышления.
Это к слову о тех, кто и в поклонении Поясу Богородицы и нынешнему паломничеству к мощам Святителя Николая усматривает пантеизм, а то и «религиозный фетишизм». Вы бы на себя с вашими электронными фетишами посмотрели для начала, граждане.
Что же касается нынешней чреды православных паломников, то они идут поклоняться совсем не костям, как и в случае с Поясом Богородицы шли поклониться совсем не «древней тряпочке». Дело в том, что в христианстве смерти нет. То есть и пресловутая Богородица, и Николай Чудотворец в христианском сознании - это живые, реально действующие в земной, материальной истории персонажи.
При этом, так уж получилось, что в Христианстве Бог стал человеком и тем самым освятил еще и материальную реальность, в том числе и человеческое тело. Фактически, в христиане тело и душа, небесное и земное не противопоставлены, но связаны друг с другом в определенной иерархии. В христианстве даже общее Воскресение из мёртвых будет в теле, если кто забыл.
Так вот, христиане, так уж получилось, верят, что души святых связаны с их бренными или нетленными, тут уж как получится, останками и по сию пору. Или с иными материальными объектами, которыми обладал тот или иной святой. Потому, подходя к Поясу Богородицы христианин хочет быть чуть ближе к Божией Матери. Пусть примитивно, физически, но ближе. Также и с Николаем Чудотворцем.
Очередь идет не к костям, а к нему непосредственно.
Ту, понятно, восстают пишущие, что «мощи Николая есть практически везде». Да, частицы мощей самых разных святых есть в каждом храме. Например, в основании алтаря. Но, во-первых, к основанию алтаря абы кому без благословения входа в алтарь не подойти. Это пункт раз.
Пункт два - да, в случае с этими мощами в Храме Христа Спасителя, дело в том, что их приехало больше. Это тоже лютый религиозный примитив и простота. Но не всё христианство сложно. И, уж извините, эта «народная метафизика» куда сложнее, чем «меряние моделью айфона». У кого эта модель самая последняя и эксклюзивная.
Более того, если отойти от этой метафизики и поговорить о вещах более земных, то прибытие мощей Николая Епископа Мир Ликийских из Бари - это дествительно уникальное событие. С исторической точки зрения. Это и определенный символический жест Католической Церкви в отношении именно Русской Православной Церкви.
Католики прекрасно знают, как у нас почитают именно Николая Чудотворца. А потому ковчег с мощами поехал не в квартал Фанара в Стамбуле, например, и не в Элладскую Православную Церковь, не в Антиохию и Иерусалим, а именно к нам. Хотя земная жизнь святителя с Россией никак не связана потому, что в общем в годы его жизни и России не было.
И к этой живой церковной истории, к этому уникальному событию тоже хочется быть сопричастным сотням тысяч, а то и миллионам человек. Вот потому и очередь, вот потому и идут. И да, понятно, что это количество людей в очередной раз ломает «интеллигентное представление» о том, что у нас в России православных практически нет. Именно поэтому их сейчас так стараются записать в «язычники».
Но увы, реальность данная нам и в ощущениях, и в метафизических переживаниях говорит совершенно об обратном.
В России куда больше людей, чтущих Николая Чудотворца, нежели новую модель айфона или свежий шмат пармезана.
Такая страна, такой народ.
Александр Чаусов