Технический специалист Space Exploration Technologies Corp. Джейсон Бласделл был уволен после жалобы руководству на то, что испытания и протоколы подделаны, а результаты фальсифицированы. По его словам, такой подход ставит под угрозу пилотируемый полет на орбиту.
Как сообщает Bloomberg, работавшего на корпорацию Маска SpaceX техника уволили за жалобу руководству о том, что "протоколы испытаний были подделаны, а их результаты - фальсифицированы, что ставит под угрозу пилотируемый полету на орбиту".
Технический специалист пожаловался руководству на несоблюдение требований технических заданий по ракетостроению. "Менеджеры давили на техников, требуя отклоняться от протоколов тестирования и подписывать фальшивые итоги испытания частей ракет - лишь бы не портить отчетность. Это чрезвычайно опасно - поврежденная или негодная деталь может попасть в реальный космический корабль и повлечь взрыв на орбите и гибель астронавтов", пояснил Бласделл.
Из-за подделки документов обеспечение безопасности пилотируемых полетов на орбиту стало нереальным. Мириться с этим, по словам адвоката техника, сотрудник SpaceX не мог - и пожаловался начальству, после чего получил уведомление об увольнении. Бласделл также пояснил, что заявил о проблемах с отчетностью задолго до своего увольнения.
Как отметил адвокат Карни Шегриан, его клиент "не имел ничего личного меркантильного интереса, он просто хотел сообщить начальству правду". "Компания SpaceX прилепила ему ярлык "непокорный выскочка" после его обращения о том, что безопасность ракетно-космических систем не обеспечивается из-за "срезания углов" и подтасовке итогов испытаний", добавил юрист.
Со своей стороны, юрист SpaceX заявил жюри присяжных, что Бласделл не является достоверным источником и попросил их не верить его словам. "Он никогда не наблюдал или проводил незаконные испытания частей ракеты, никогда не жаловался на такие испытания, и не выражал до увольнения озабоченности по поводу их результатов", считает адвокат Маска. По его словам, "Бласделл действительно был уволен - но потому, что компания посчитала результаты его работы неприемлемым, а его коллеги посчитали его опасным сотрудником".
Звучит не очень убедительно, ибо ранее другой работник автозавода "Тесла" выступил с рассказом о реальной ситуации на заводах Маска. По его словам, зарплаты на "предприятии XXII века" много меньше чем по отрасли, работники стонут от сверхурочного бесплатного труда, на производстве ужасный травматизм - скрываемый для того, чтобы не обрушить акции компании.
Кроме того, сотрудники заводов Маска "подписывают бумагу о неразглашении условий работы и заработка под страхом гигантского штрафа". До этого инвесткомпания Motley Fool опубликовала расследование старшего технического специалиста Эвана Ню, который вложил свои деньги в акции корпорации Маска и даже решил купить себе Tesla. Вот только после небольшого ДТП "инвестор" выяснил - производство не справляется, у дилеров нет деталей и его машина полгода стоит в гараже.
Ранее эксперты "SpaceX" заявили, что обещанная выгода при запуске "возвращаемой" ракеты Falcon-9 была переоценена - оказывается, на этом можно сэкономить не половину или треть, а едва 10% стоимости. Да и то в случае, если SpaceX научится сажать хотя бы 5 ракет из 10 и они не будут взрываться на старте.
Стоит добавить, что похожим образом заканчиваются (или продолжаются) практически все проекты Маска. При этом основатель компаний SpaceX Илон Маск, выдаваемый СМИ за "гения тысячетелия" и автора "прорывных технологий" не просто получает государственную поддержку и финансирование из бюджета США, но и терпит колоссальные убытки.
"В начале сентября запуск многоразовой ракеты Falcon 9 закончился взрывом на стартовой площадке. Ранее с Falcon-9 уже происходила катастрофа - тогда нештатно сработали двигатели. По мнению экспертов, Falcon - некий возврат в 60-е. По всем показателям он либо равен, либо уступает, либо слегка превосходит советский.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что компании Маска не выполняют до 2/3 данных покупателям и заказчикам своих технологий обещаний, однако это не мешает ему анонсировать все новые и новые "сенсационные" автомобили, автобусы, батареи и ракеты.
"Маск выступает с суперпроектами, новациями - часть из них реализует за счет госбюджета при фантастическом пиаре, а часть просто "забывает", тут же предлагая новые "грандиозные планы" типа переселения на Марс", отмечают в соцсетях. Хотя при таком финансировании и итоговой стоимости проектов можно обещать многое. Но обеспечивать при этом конкретный результат гораздо сложнее.