Нынешняя, 15 по счету прямая линия с Путиным, стала пожалуй самой жесткой в плане вопросов и проблем, поднятых перед президентом РФ. Собственно, сами вопросы и ответы главы государства уже неоднократно процитированы и транслированы на самых разных сетевых ресурсах. Здесь же стоит поговорить о глобальных смыслах и контексте разговора президента с народом.
Первое и самое главное - после этой прямой линии можно окончательно «завязывать» с разговорами о том, что разговор отредактирован, а весь диалог выстроен заранее и вопросы тщательно отобраны. Столько острых и откровенно конфликтных тем, которые поднимались сегодня, не поднималось перед Путиным, наверное, с самого начала формата «прямых линий».
При этом, перед началом разговора, глава государства в своеобразном вступительном слове, сам прошелся по наиболее острым социальным проблемам, стоящим перед страной. И первая из них - это бедность. Та самая жизнь за чертой прожиточного минимума, в рамках которой вынуждено существовать около 13% россиян. Эту ситуацию необходимо исправлять, и глава государства объяснил, как именно эта проблема решается. Ну и как именно страна выходит, а точнее уже вышла из экономического кризиса. Все же есть и рост ВВП, и увеличение резервов и золотовалютного запаса.
Более того, страна, хоть и тяжело, и во многом из-за сильного внешнего давления слезла с «ресурсной иглы». По словам президента, стали расти промышленные отрасли и экспорт, не связанные с ископаемыми, с пресловутой нефтью.
Подтвердили это, кстати, и аграрии, которые в очередной раз благодарили президента за санкции, и за то, что благодаря им, агрокомплекс дает годовой прирост в 50%. Впрочем, это были не столь частые всплески абсолютного позитива на фоне проблем.
К слову, проблемы, о которых говорили с Путиным были всё больше внутренними, социальными. Это и все те же зарплаты, их индексация и увеличение, расселение из ветхого и аварийного жилья, положение многодетных семей и решение залдач по программе «Дальневосточный гектар». Вроде бы, частные совершенно вещи, но на самом деле для внутренней политики краеугольные.
Важно тут, что «Россия сосредоточилась» и сосредоточилась на себе, на своем внутреннем положении. Вопросов и про санкции, и про США, а также про внешнеполитическое давление, даже про Украину было очень немного.
Ровно потому, что граждане поняли: Украина или США - это далеко, внешнеполитическое давление на нас - это дежурный фон, к которому все привыкли, а вот адекватная медицина, образование, зарплаты бюджетникам, новое жилье многодетным и множество иного и разного, даже наша, внутренняя российская оппозиция - это то, что здесь и сейчас, и то, что касается всех и каждого.
Еще одной важной проблемой стала коррупция и произвол чиновников. И, кстати, по факту этих обращений тут же были инициированы соответствующие проверки. Вообще, внутренняя политика - стала представляется нашему обществу, как нечто куда более сложное и комплексное, чем «Путин, заарестуй их всех».
Были, например, и вопросы о системе работы региональных чиновников. Например, про пресловутое обновление губернаторского корпуса. Зачем оно и почему настолько масштабное? Тут важен даже не ответ Путина про то, что такая ротация кадров необходима для всего государства, и кадры необходимо ковать уже сейчас, а сама постановка подобного вопроса. Потому, что она означает тот простой факт, что наше гражданское общество стало воспринимать политическую сферу страны, как нечто практически важное, то, от чего зависит жизнь этого самого общества.
Эта не истеричная но спокойная политизация россиян ясно показывает, что в нашей стране появилась гражданская нация, или нация ответственных граждан. Которые понимают, что политика делается не только в Кремле, политику делает каждый из нас.
Сам Путин при этом в ходе прямой линии очень четко вел линию того, что происходит в реальности - он с народом. Это отметили многие, в том числе и авторы ряда телеграмм-каналов: «Путин осознанно или неосознанно (скорее первое) постулирует концепцию собственной десакрализации. И личное и общественное для Путина подчеркнуто общее с теми, кто задает ему вопросы. Я такой же как вы, я не полубог. Новый старый образ но на новом уровне, таким он был где то в 2000-2001 годах, но сегодня он мудрее и опытнее». Отсюда же неоднократный повтор президентом тезиса, что «он читает интернет». Он в теме, он в самой актуальной повестке, он такой же пользователь Сети и иных информационных каналов.
Это линия на единство с народом, когда глава государства показывает, что он не некий отдельный элемент или политический институт, но неотъемлемая, плоть от плоти, и кровь от крови, часть российского общества. Той самой гражданской нации.
И в этом отношении вопрос о протестах и работе чиновников, коррупции столь же важен, как и вопрос девочки, больной раком на 4 стадии. Потому, что общество хочет видеть, что политическая система, которой оно, общество, в общем-то лояльно, работает. А Путин здесь выступает и как гарант этой исправной работы, и как элемент российского социума, готовый все эти проблемы решать.
Подтверждается верность такой стратегии президента и количественными данными. Согласно опросу ФОМ, «большинство россиян (74%) считает необходимым проведение «Прямой линии» с президентом России Владимиром Путиным. Об этом говорится в исследованиях ФОМ.
По данным опроса, только 18% респондентов считают, что ее можно было бы проводить реже или вовсе обойтись без нее. При этом 57% опрошенных считают, что «Прямая линия» с президентом влияет на ситуацию в стране». Более того, по предварительным данным, нынешняя «прямая линия» побила рекорд по просмотрам, прошлогодней, которая в свою очередь, также была рекордсменом. Тут, выводы, как говорится, очевидны.
Многие наблюдатели отметили в Сети, что «а президентская кампания-то фактически началась». Но, кажется, дело не столько в начале или не начале кампании, а в том, что прямая линия для Путина стала еще одной возможностью публично заявить о продолжении работы во внутренней политике на «сохранение нации».
Здесь, вот что важно понимать в глобальном смысле: Путин уже несколько лет продвигает идеологическую концепцию «традиционного гуманизма», когда во главе угла политики государства стоит человек и его нормальная жизнь.
Про такие гуманистические идеалы, наверное, легко говорить в «тучные годы». Но, что характерно, президент России стал все активнее заявлять о недопустимости «политики больших решений ценой жизней людей» именно в кризисные для страны годы, когда подобную идеологию продвигать на практике сложнее всего. Тем не менее президент принял этот вызов и идет по этому пути.
И, кажется, поэтому наше общество верит Путину настолько. Как та учительница младших классов с мизерной зарплатой, которая обратилась к Путину с вопросом «я люблю свою профессию, но как на эти деньги жить?» и президент обещал разобраться.
И вот эта где-то точечная, а где-то систематическая работа куда важнее даже возможной президентской кампании. Потому, что этот курс на «сохранение нации» он, по сути, и является идеологией Путина о которой он сегодня и говорил, отвечая на вопросы.
А такая идеология, она - несколько шире и выходит за рамки политических кампаний и президентских сроков.
И еще. Конспирологи считают, что Путин дал ответ на вопрос о выборах-2018 и своем в них участии. Да, действительно, на вопрос о преемнике он заявил, что того выберет народ России, а на вопрос "будет ли еще одна прямая линия с Вами" сообщил, что если какая-то линия и будет, то "обязательно прямая".
Однако, как считают конспирологически настроенные телеграм-эксперты, Путин все же дал понять, что будет выставлять свою кандидатуру. И дело не в том, что он якобы "кивнул" в ответ на вопрос, как это сообщается в канале "Медиатехнолог". Например, приписываемый силовикам телеграм-канал "Мышь в овощном" тут же опубликовал разбор ответов президента.
"Ну конечно, он вам "не ответил" на вопрос про выборы. Про проект "Кортеж", первые машины которого будут предназначены для первого лица, Путин сказал - он их скоро получит. А потом добавил, что будет это в конце 2018 года. Причем и вопрос про проект "Кортеж", и следом - про поход на выборы Путин выбрал сам, именно в такой последовательности. Или нужно говорить все прямо, да?",- пишут его авторы.
"Владимир Путин поделился планами пересесть на президентский автомобиль отечественного производства, который должен быть готов, по его же словам, к концу 2018 года. Но мы сделаем вид, что никто ничего не услышал, и продолжим ждать официальное заявление ближе к октябрю",- заключил после канал "Методичка".
"Прямая линия, как и всегда, прошла на очень высоком уровне. Я по-человечески здесь вижу, какой объем работы проделывает президент. При этом президент столько часов работал с вопросами абсолютно не позитивного характера, были острые вопросы, тяжелые. Это талант - отвечать на все это с таким блеском, с такой детальностью, с такой четкостью, как это делает наш президент. И это не лесть!",- заявил глава фонда исследований проблем демократии Максим Григорьев.
"Я очень хорошо оцениваю прошедшую прямую линию, считаю, что это очень адекватный, полезный инструмент. Потому что, с помощью прямой линии удается пояснять вектор развития страны, решать маленькие, но важные региональные вопросы и ставить глобальные задачи",- добавил он.
"Прямая линия" превратилась в такую всероссийскую книгу жалоб по региональным вопросам. Но это естественно, потому что как раз все ее смотрят - и журналисты, и телезрители - в расчете на то, что сейчас скажут именно про их регион, про их губернатора, про их проблему", - заявил политолог Вячеслав Смирнов.
"Президент нацелен в будущее, хотя и напомнил сегодня себя в 2001-2002 годах, только более опытного. Темы в основном касались экономической ситуации, которая сложная. Но он прекрасно все понимает, ситуация контролируется, прилагаются усилия", - считает эксперт.
"Полагаю, что президент недоволен работой чиновничьего аппарата в регионах, и с этой проблемой тоже будут разбираться. Также "Прямая линия" показала, что протесты не являются проблемой для президента. Он считает, что это личные амбиции некоторых оппозиционных лидеров. Хотя всегда процентов 5-10 чем-то недовольны, это нормально, мы живем в таком обществе, когда недовольство - это нормально, и оно может проявляться, но нельзя на этом спекулировать", - заключил он
"Прямая линия" - это продолжение хорошей традиции предыдущих разговоров президента с нацией "с большой долей психотерапевтического эффекта. Люди видят, что их власть сильна, оптимистична, смотрит в будущее, уверена в себе, знает, что есть проблемы, знает, как их решать, ответственна. Это, пожалуй, самое главное сообщение, которое несет "Прямая линия". Начиная с первой и заканчивая сегодняшней", - заявил политолог Глеб Кузнецов.
"Новым и необычным в сегодняшнем общении стало то, что было меньше вопросов, касающихся внешней и в целом государственной политики, макроэкономических показателей. Больше было вопросов, связанных со средой обитания, экологией. Это свалки, это качество жизни, это здравоохранение, школы, то есть то, с чем люди сталкиваются каждый день в повседневной жизни. Это, пожалуй, новое, интересное, и президент показал, что он в курсе проблем и знает, как их решать", - заключил он.