Государственная Дума сегодня в первом чтении рассмотрела законопроект о запрете так называемых «анонимайзеров». Речь идёт в первую очередь о браузерах, которые позволяют обходить запрет Роскомнадзора на просмотр тех или иных страниц в Интернете.
Авторами данной законодательной инициативы стали Максим Кудрявцев депутат от «Единой России», «Справедливоросс» Николай Рыжак и Александр Ющенко от фракции КПРФ.
По словам парламентариев, закон не носит жестокого и запретительного характера. Так, Мксм Кудрявцев отметил, что «Законопроект имеет мягкую регулировку между пользователями, анонимайзерами и Роскомнадзором. Использование анонимайзеров не будет ограничено, если их владельцы исполнят нормы закона». Более того, поскольку Роскомнадзор уже запретил целый перечень сайтов к просмотру, фактически новый законопроект не несет в себе новых ограничительных норм. Он, фактически, регулирует и конкретизирует текущее законодательство.
Леонид Левин, глава думского комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи заявил, что «анонимайзеры фактически нивелируют эффективность российских законов, а также деятельности исполнительной власти, которая нацелена на то, чтобы оградить граждан от информации, признанной несоответствующей законам РФ».
Понятным образом, по факту принятия данного законопроекта в первом чтении в либеральной среде уже начались разговоры о том, что «тоталитаризм крепчал». С другой стороны, правовое регулирование сетевого контента - это общемировая практика.
В европейских странах и в США приняты соответствующие законы, регламентирующие и ограничивающие доступ к определенной информации. Только там в первую очередь мотиватором таких законов является экономический интерес и авторское право. В Российской Федерации, в данном случае речь идёт о том, чтобы избежать пресловутого правового нигилизма, и не подвергать риску вредоносного информационного воздействия граждан нашей страны.
Стоит вспомнить, что тот же Роскомнадзор вносил в реестр «запрещенных сайтов» ресурсы, распространяющие порнографию, экстремистские материалы, а также, нарушающие авторское право.
Если же говорить о западном опыте, то в Канаде, Италии и Германии, например, отдельными налогами с угрозой блокирования облагаются и вполне легальные информационные ресурсы, чтобы «стимулировать национальный информационный рынок».
В России в данном случае речь идет только о противозаконном контенте. При этом, важно понимать, что реализация данного законопроекта, если он будет принят в третьем чтении и станет обязательным к исполнению, даже у правоохранителей вызывает определенные сомнения. Так, глава Роскомнадзора Александр Жаров отметил, что «правоприменение документа в случае его принятия не будет быстрым, реализация потребует нескольких лет из-за большого количества программ и VPN-серверов».
Законопроект о запрете анонимайзеров, по данным РБК, обсуждался, в числе прочих тем, на закрытой встрече главы ФСБ Александра Бортникова с депутатами Госдумы 23 июня.
Бортников, по данным СМИ, "просил депутатов ускорить принятие нескольких законопроектов, в том числе о критической информационной инфраструктуре, о мессенджерах, об анонимайзерах"
В целом же, данная законодательная инициатива укладывается в общую стратегию информационной безопасности и гражданского правосознания в сети. Стоит напомнить, что параллельно с этим проектом, Дума рассматривает пакте поправок к законодательству о деанонимизации месседжеров. Дабы предотвратить распространение террористической агитации в социальных сетях и переписке в программах обмена сообщениями.
Ранее, российским парламентом рассматривался закон о «праве на забвение». Затем, законодательно была отрегулирована выдача корректной информации новостными агрегатами и поисковыми системами. По поводу данного законопроекта также имел место общественный резонанс. Однако, как и говорили инициаторы закона, речь шла только о том, чтобы распространять правдивую информацию. Как показала практика - информации меньше не стало, а качество её повысилось.
Еще раньше имел место закон о мобильных операторах и фиксации телефонных переговоров. И он также вызвал общественный и медийный резонанс. Однако, после принятия данного закона никаких критических изменений в жизни обычных граждан не наступило.
Судя по всему, и этот законопроект, став полноценным законодательным актом, не осложнит жизнь рядовых обывателей.