Россияне постепенно увеличивают расходную часть на текущие нужды, следует из обзора Национального агентства финансовых исследований. Таким образом за последние два года изменилось финансовое поведение сограждан, которые перестали бояться ухудшения в экономике.
По словам экспертов, связано это с отложенным спросом: на фоне стабилизации экономики граждане больше не откладывают покупки, которые планировали раньше. Кроме того, вслед за ключевой ставкой снижается и доходность по банковским вкладам, что делает их менее привлекательными - подешевевшие кредиты интересуют россиян намного больше.
В обзоре НАФИ говорится, что еще в 2015 году 47% граждан страны старались сначала отложить определенную сумму денег, а затем расходовать остаток. Сегодня 46% респондентов тратят все деньги на текущие нужды и ничего не сберегают. Модус «тратить все средства и не делать накоплений» склонны выбирать экономически активные граждане 35-44 лет. Два года назад таковых было всего 15%.
Эксперты отмечают, что сбережения есть у трети россиян (32%). Последние несколько лет доля сберегающего населения колеблется в пределах 27-32%. Стоит отметить, что наиболее склонны сберегать молодые люди 18-24 лет и представители старшего поколения 55+: в этих возрастных группах доля имеющих накопления - 36-37%, в то время как среди экономически активной группы 35-44-летних таковых только 29%.
Изменения в тактике расходования связано с выходом российской экономики из кризиса. В этом году, по данным Минэкономразвития, рост ВВП ожидается на уровне 2%, тогда как в 2016-м было зафиксировано падение ВВП на 0,6%, а в 2015-м - на 3,7%. Как отмечает Росстат, инфляция в 2015 году была на уровне 12,9%, в 2016 году она снизилась до 5,4%, в этом году рост цен сократился уже до 4,1%.
Именно восстановление экономики подвигло россиян к крупным тратам, которые до этого они предпочитали переносить, сберегая средства «на черный день». Так как в 2017 году ситуация в экономике стала более стабильной по сравнению с 2015-2016 годами, ногие решили сделать крупные покупки, которые до этого по разным причинам откладывали, заявил вице-президент СМП-банка Роман Цивинюк.
Данные холдинга "Ромир" также свидетельствуют о том, что в России появились признаки восстановления доходов самых обеспеченных групп. За последний год доля тех, кто ни на чем не экономит, выросла с 11 до 18%
То есть доля экономящих россиян сократилась с 89 до 82%. За год также немного сократилась доля россиян, которые экономят на еде в целом - с 43% в прошлом году до 39% в году текущем», - сообщают социологи.
Хотя при этом выросла доля экономящих на деликатесах (с 23 до 30%), на путешествиях (с 21 до 30%), на развлечениях (с 20 до 30%), на ресторанах (с 8 до 20%) и на гаджетах (с 8 до 15%). Все цифры, полученные в текущем году, практически совпали с прогнозом по экономии, который россияне делали два года назад. Продолжает расти доля экономящих на покупке одежды и обуви - с 31 до 33% и доля тех, кто экономит на косметике - с 11 до 15%. Кроме того, за последние два года выросло число россиян, сокращающих свои траты на алкоголь и сигареты - с 15 до 21%.
Социологи подчеркивают, что последний год не был слишком удачным для россиян. «Опрос в конце прошлого года показал, что 2016-й запомнился нашим соотечественникам как год кризиса, тяжелой экономической ситуации, сопровождавшейся ростом цен и падением доходов. И последний опрос демонстрирует, скольким россиянам пришлось пересмотреть свои траты в сторону их сокращения в условиях продолжающегося кризиса», - делают вывод исследователи.
Сам отказ россиян от экономии на продуктах на фоне сокращения трат на непродовольственные товары и услуги объясняется тем, что "в продуктовом ретейле сейчас такое количество промоакций, что россияне успешно приспособились экономить за счет скидок и бонусов, поиска лучших предложений на разные товары в разных торговых точках. Плюс привыкли к новым ценам", заключили в "Ромире".
К тому же, основную массу тех, кто вообще не экономит, составляют респонденты в возрасте до 24 лет (26%). «То есть прирост в основном обеспечивают респонденты, находящиеся либо на иждивении (студенты), либо получающие относительно невысокий доход (молодые специалисты). Старшие поколения продолжают экономить, как и год назад», - подытожили эксперты.