Госдума запретила анонимайзеры и рассекретила мессенджеры

Государственная Дума РФ сегодня в третьем чтении приняла закон о месседжерах. Согласно новому закону, пользователи программ рассылки и обмена сообщений теперь будут регистрироваться в них по номеру телефона, что привет к деанонимизации соответствующих сервисов.

Помимо этого, органы власти РФ теперь смогут использовать мессенджеры для массовой рассылки сообщений. Как например, сейчас делается рассылка о штормовых предупреждениях от МЧС через операторов мобильной связи.

Помимо этого, в законе говорится: «наряду с обязанностями по идентификации на мессенджеры возложены обязательства по обеспечению технической возможности отказа пользователей от получения электронных сообщений от других пользователей, обеспечению возможности рассылки электронных сообщений по инициативе органов государственной власти, а также ограничению рассылки и передачи сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства РФ».

В случае неисполнения норм нового закона, доступ к месседжеру может быть ограничен. глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин отметил, что «законопроект предусматривает, что доступ к информационному ресурсу организаторов распространения информации может ограничиваться только на основании судебного решения.

Также предусматривается, что предоставление третьим лицам сведений об абонентском номере возможно только с согласия пользователей мессенджера. Без согласия пользователей, явно выраженного в момент регистрации в мессенджере, такие данные передаваться не могут».

Проще говоря, теперь в месседжерах пользователи будут деанонимизированы, но государство не будет посягать на тайну переписки. При этом практика регистрации в месседжерах через номер телефона распространена довольно широко. Например, так регистрируются в пользователи сервисов Viber и Teiegram.

Инициаторами закона стали депутаты Марина Мукабенова (ЕР), Олег Николаев (СР) и Александр Ющенко (КПРФ). Закон вступит в силу 1 января 2018 года.

По словам парламентариев, закон не носит жестокого и запретительного характера. Так, Мксм Кудрявцев отметил, что «Законопроект имеет мягкую регулировку между пользователями, анонимайзерами и Роскомнадзором. Использование анонимайзеров не будет ограничено, если их владельцы исполнят нормы закона». Более того, поскольку Роскомнадзор уже запретил целый перечень сайтов к просмотру, фактически новый законопроект не несет в себе новых ограничительных норм. Он, фактически, регулирует и конкретизирует текущее законодательство.

Леонид Левин, глава думского комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи заявил, что «анонимайзеры фактически нивелируют эффективность российских законов, а также деятельности исполнительной власти, которая нацелена на то, чтобы оградить граждан от информации, признанной несоответствующей законам РФ».

Понятным образом, по факту принятия данного законопроекта в первом чтении в либеральной среде уже начались разговоры о том, что «тоталитаризм крепчал».  С другой стороны, правовое регулирование сетевого контента - это общемировая практика.

В европейских странах и в США приняты соответствующие законы, регламентирующие и ограничивающие доступ к определенной информации. Только там в первую очередь мотиватором таких законов является экономический интерес и авторское право. В Российской Федерации, в данном случае речь идёт о том, чтобы избежать пресловутого правового нигилизма, и не подвергать риску вредоносного информационного воздействия граждан нашей страны.

Стоит вспомнить, что тот же Роскомнадзор вносил в реестр «запрещенных сайтов» ресурсы, распространяющие порнографию, экстремистские материалы, а также, нарушающие авторское право.

Если же говорить о западном опыте, то в Канаде, Италии и Германии, например, отдельными налогами с угрозой блокирования облагаются и вполне легальные информационные ресурсы, чтобы «стимулировать национальный информационный рынок».


Автор
Редакция