Губернаторские выборы, которые пройдут в ряде регионов РФ этой осенью выходят, фактически, на финишную прямую. Регистрация кандидатов подходит к своему логическому завершению.
Не обошлось без скандалов, инициированных как всегда разной степени несистемности оппозицией. Особо здесь отличилась партия «Яблоко» с Евгением Ройзманом, который хотел баллотироваться на пост губернатора Свердловской области, но не прошел муниципальный фильтр, устроил по этому поводу публичную кампанию на тему «неконституционности фильтра», но в итоге этот шум заглох как-то сам собой. Особенно, после того, как по поводу некорректного поведения партии «Яблоко», от которой и шел Ройзман, высказалась глава ЦИК РФ, Элла Памфилова.
Что же касается иных партий и кандидатов, то здесь все проходит в «штатном режиме». Стадия выдвижения показала, что выборы проходят в публичном и максимально прозрачном режиме. В ряде регионов эксперты и политологи ожидают напряженные кампании, с жесткой конкурентной борьбой.
Это, в общем, крайне полезно для всей политической системы страны. Поскольку нынешняя региональная кампания является еще и своеобразным тестом на прочность этой системы в преддверии президентских выборов, которые пройдут весной следующего года.
Проверка эта на региональном уровне идет по четырем направлениям. Нынешние кандидаты в губернаторы должны заручиться не только поддержкой муниципальных депутатов, но и президента, сформировать предвыборные коалиции, чтобы получить необходимую поддержку избирателей.
Фактически в кампании на пост глав регионов задействованы все, имеющие к этому отношение субъекты политики. Что же касается роли Кремля, то уже неоднократно было сказано, что федеральные власти выступят здесь в роли арбитра, наблюдая только сам ход электоральных процессов, и контролируя степень его открытости и законности.
На данном этапе по всем регионам в которых пройдет кампания уже можно сделать ряд предварительных наблюдений. Например, стало очевидно, что несистемные оппозиционные партии и политики явно проигрывают в условиях открытой конкурентной борьбы. Собственно, кейс «Яблока» тому прямое свидетельство. В Свердловской и Новгородской областях партия элементарно не смогла заручиться поддержкой муниципальных депутатов, потому, что кандидаты даже не особо с ними общались.
Более того, оппозиционеры не смогли организовать коалиции и выдвинуть единого кандидата из своей среды, у которого было бы больше шансов на победу. Се опять упёрлось во внутрипартийные и внутрифракционные разборки.
Более того, ряд оппозиционных партий продемонстрировали элементарное нежелания вкладывать в кампанию силы и средства. С другой стороны, понятно, что медийный скандал с «бойкотом выборов» устроить куда проще. И резонанс куда шире, и затрат - материальных и психологических куда меньше, и все шансы стать «героем на час» тоже имеются.
Что же касается новых ВРИО, то здесь всё довольно интересно. Нынешние ставленники федеральной власти - это кандидаты из «президентского кадрового резерва», которые должны победить честно и без федеральной поддержки. Просто потому, что они идут в качестве авангарда новый управленческой элиты страны.
Уже на нынешнем этапе, можно сказать, что ВРИО губернаторов проявили спокойствие и профессионализм в подходе к кампании. Что в общем, не удивительно, поскольку у всех из них имеется управленческий опыт. У кого-то на уровне руководителей федеральных агентств, у кого-то на уровне заместителей министров.
Опасения были по поводу того, что губернаторская должность и избрание на этот пост предполагает работу в публичной политической сфере. Однако нынешние кандидаты справляются и здесь, уже успев сформировать адекватные команды, и активно работая с электоратом. Да и с теми же муниципальными депутатами.
Оппозиционные же выдвиженцы на текущем этапе явно уступают ВРИО по опыту, видению, квалификации и управленческим навыкам.