Алексей Навальный продолжает раздавать интервью, и вчера, после выхода фильма на CBS всё же снизошел и до отечественного электората, обсудив на «Эхе Москвы» с Евгенией Альбац свои политические перспективы и «судьбы Родины». Естественно, что основные вопросы, которые были заданы оппозиционеру касались его политических амбиций. И отвечал он, как всегда, весьма своеобразно.
Например, о нынешних политических элитах и их внутреннем состоянии Алексей Навальный рассказал следующее: «Как только элита почувствует слабину, они полками придут ко мне. Общаюсь, знаю, но я сам не ищу встречи с ними». Собственно, это очень интересное заявление, в котором, правда непонятны несколько нюансов. С чего элиты должны «чувствовать слабину» и почему в этом случае они должны идти именно к Навальному? Потому, что за 10 лет публичной политической деятельности, реальные достижения Навального стремятся к нулю. И непонятно, зачем политическим элитам именно такой лидер.
Дальше, еще интереснее. Навальный рассказал о том, что теперь ему «неинтересно наблюдать за «Яблоком» и «Парнасом. И втягиваться в возню за либеральный электорат». По этому поводу многие уже шутят на тему «поматросил и бросил». Но если говорить серьезно, то, видимо, Навальный понял, что и для либерального электората он уже не представляет особой ценности, и даже в этой среде не наберет хоть какой-то значимой поддержки.
Коснулся разговор и пассажа Навального в интервью CBS про пятидесятипроцентную вероятность его убийства. Оппозиционер сказал, что «пошутил, а его не поняли». Анекдот вспомнил, про «блондинку и динозавра». Но вот опять же интересно, а с чего западное сообщество должно знать русские анекдоты? Это раз. И два, понимание перед какой аудиторией выступаешь - это, вообще, одна из базовых задач политика. И здесь, кажется, Навальный тоже, мягко говоря, не блещет.
Дальше - больше. Про выборы и конкуренцию на них Навальный сообщил аудитории, что «на выборах никогда не будет реальной конкуренции, и все, кто сам по себе, считает, что он такой классный, может сам самостоятельно набрать политический капитал, а потом прийти и куда-то тут избраться, такого не будет». И тут сразу возникает логичный вопрос - а сам Алексей Навальный тогда н что рассчитывает, особенно, учитывая его позиционирование на публике, как раз, как такого вот парня, только еще с двумя условными сроками по уголовным статьям.
Об этих условных сроках, кстати, тоже зашел разговор. И Навальный заявил следующее: «С точки зрения текущей избирательной кампании меня это не интересует, потому что я иду на эти выборы, руководствуясь Конституцией, где прямо написано, что имеют право участвовать в выборах все, кто не находится в местах лишения свободы». Интересно здесь то, что Навальный не стал отрицать свою вину, просто «мимо прошёл». И дальше свел все к политике и Конституции: «я федеральный закон не признаю как не соответствующий конституции».
И вроде бы эта конструкция выглядит логично, если не знать, что в Конституции есть оговорка о том, что кандидат может баллотироваться «в соответствии с федеральным законом». Ну, то есть Навальный закон не признает, а Конституция РФ закон признаёт. Однако, при этом Навальный признает Конституцию. В общем, «тут вижу, тут не вижу, тут рыбу заворачивали».
Дальше Алексей Анатольевич начал говорить нечто очень похожее, на комплекс Наполеона. Например, он сказал, что если он не будет участвовать в выборах, не будет «кандидатов-спойлеров», «условно демократических», то Кремлю «придется фальсифицировать явку в 3 раза». Особенно в Москве и Петербурге потому, что «но живут-то они все в Москве. Живут-то они все в Москве». Даже оставляя за скобками «фальсификацию явки в три раза», что взять с человека, который себя олицетворяет с Христом, стоит отметить, что явка на выборах в Москве с участием Навального была одной из самых низких.
Коснулся Навальный и общих особенностей нынешнего политического режима. По мнению оппозиционера, «они (власть), действительно, проводят сумасшедшую политику, но в этой сумасшедшей политике есть одна рациональная точка: они хотят удерживать власть, чтобы обогащаться. Личное обогащение и личный комфорт». Здесь стоит вспомнить, что эти истории про «личный комфорт, деньги и власть» были главными аргументами в пользу того, что «Путин никогда не поссорится с западом. А если поссорится, то его сразу же растерзает его же окружение». В общем, это какие-то нафталиновые клише из начала нулевых, которые к реальности не имеют никакого отношения, но в случае Навального как всегда «тем хуже для реальности».
И дальше снова про то, что только Навальный обеспечивает конкурентность на этих выборах. Но что самое интересное, Алексей Анатольевич не смог внятно ответить о том, какие и в скольких штабах у него проблемы, снова он заговорил про «волонтерский принцип» работы, и что «все видят, что волонтерам у нас не платят...».
Но вообще-то недавний отчет ФБК показал, что если не платят волонтерам, то более 25-и миллионов ушло «на зарплаты» непонятно кому, и есть мнение, что именно Навальному и его друзьям в руководстве этой самой «избирательной кампании».
Еще один очень характерный момент, Навальный говорит: «сейчас это совершенно потрясающая ситуация, я очень горжусь всеми волонтерами, которые с нами работают. В основном, 95% таких историй - это про то, что люди не испугались и остались работать в штабе». Но при этом не может рассказать ни одной такой «потрясающей истории», не может назвать не просто ни одного имени, но даже региона, где такие истории имели место.
Показательно, что это наплевательское отношение к собственным штабам, волонтёрам, подчиненным Навальный «переносит» на отношение Путина к людям. То есть, это такая психологическая проекция. Это не лож уже даже, а вполне себе диагноз, с которым неплохо бы обратиться к соответствующему специалисту.
Евгения Марковна Альбац тоже добавила своего неповторимо колорита. Во-первых, она перепутала просмотры и зрителей ю-туб канала Навального. И заговорила о «миллионах зрителей». Во-вторых, говоря о собранных подписях, Альбац отметила: «539 тысяч у вас тех, кто готовы поставить за вас подпись, - это колоссальная база».
На московских выборах, в одной только Москве навальный в свое время получил больше голосов. А здесь речь идет о стране с населением почти в 150 миллионов человек. В общем, да, колоссальная база. В совокупности с «миллионами зрителей» напрашивается вывод о том, что потенциальные избиратели Алексея Анатольевича это какие-то «виртуальные вуайеристы». Смотреть любят, а вот подписываться - не очень.
И далее там всё в том же духе и по нарастающей. В общем, чего в этом больше, лжи или уже откровенного психического нездоровья - понять крайне сложно. Но вот честно говоря, лучше бы Навальный молчал. Для самого себя лучше и для своей «кампании».
Потому, что, когда он начинает говорить, даже до самых одиозных либералов начинает доходить, что «что-то тут явно не так». Настолько много во всем этом и просто неправды и откровенного бахвальства, и передергиваний.