Прошло заседание суда над режиссером Кириллом Серебренниковым, обвиненным в организации хищения 68 миллионов бюджетных средств. Махинации происходили, через организованную режиссером и его подельниками «Седьмую студию». Суд приговорил Серебренникова к домашнему аресту.
Стоит отметить, что ряд деятелей культуры поручились за Кирилла Серебренникова методом коллективного письма. Среди них, в частности, были Филипп Киркоров, телеведущий Андрей Малахов, режиссер Федор Бондарчук и директор большого театра Владимир Урин.
В основу обвинений против художественного руководителя «Гоголь-центра» легли показания бухгалтера «Седьмой студии», Нины Масляевой. Также под следствием находится бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский.
Либеральная общественность с самого начала этого процесса инициировала информационную кампанию на тему «талантливых режиссёров в России сажают». Однако, нужно понимать, что режиссура Серебренникова, и его «творческое видение мира» в данном процессе совершенно не при чем. Он действительно расхищал бюджетные деньги, при этом, как заявили представители следствия, «Кирилл Серебренников пытался уничтожить часть доказательств по делу «Седьмой студии».
Однако, при этом суд постановил заключить режиссёра именно под домашний арест, а сторона обвинения не возражала против того, чтобы приобщить к делу коллективное ходатайство за Серебренниковых деятелей культуры. В общем учитывая сумму расхищенного, российский суд проявил определенную гуманность.
Замглавы Минкультуры назвал домашний арест гуманной мерой для Серебренникова
Ситуацию с приговором прокомментировал в своем блоге редактор «Омутнинских вестей» и бывший начальник колонии Игорь Ходырев. В частности, он написал: «В общем мое мнение как бывшего тюремщика по поводу Серебренникова. На(фиг) эти пассажиры в зоне? Спектакли в тюремном клубе ставить?
Так их после первого спектакля на пи..рскую тему яйцами тухлыми закидают и в ж..у всем бараком в...т с особым цинизмом. Руками они работать не умеют. Головой, кстати, в основном тоже.Там другой склад ума. От этой интеллигенции только геморрой и зекам и админам. Посадите его дома, в четырех стенах, если виноват. Вот эти пассажиры в зоне не нужны. Реально. Вообще мое убеждение, что зона или тюрьма - это для насильственных преступлений и для рецидивщиков, которые на первый раз не поняли».
Адвокат Сталина Гуревич призывает не судить о виновности или невиновности человека только по тому, чем он занимается. "Я вчера как раз видела по телеканалу выступление какого-то человека, который рассказывал, что Серебренников нехороший, творчество его сомнительное и сам он чуть ли не гей. А это вообще имеет значение? Он может быть безусловно талантлив, но всех вообще-то должно волновать одно - совершал он преступление или нет. Министр он, депутат, адвокат, деятель культуры или дворник - это не важно. Перед законом все должны быть равны. И вот эти петиции о прекращении его уголовного преследования, потому что он гений - это абсурд и бред. Меня не интересует его личная жизнь, политические взгляды и прочее. Если он совершил преступление, то он за него ответит, а если нет, то нет. Давайте дождёмся суда", - сказала Гуревич.
Эксперт также назвала оптимальной запрошенную следствием меру пресечения Серебренникову в виде домашнего ареста. "Заключать его под стражу было бы неразумно и неуместно, он не социально опасен. А вот домашний арест - оптимальная мера, причём вполне комфортная для самого обвиняемого, так как он сидит в привычной для себя обстановке, а время идёт и в случае чего будет засчитано", - считает Гуревич. При этом собеседница агентства считает, что причиной такой просьбы со стороны следственных органов стал большой общественный резонанс. "Тем, кто "немного равнее" - в отношении них другую меру пресечения избирают. В отношении простых людей, людей другого статуса - для них есть СИЗО", - сказала адвокат.
Аналогичного мнения придерживается и ее коллега Марат Аманлиев. Он напоминает, что с юридической точки зрения не играет роли, кем является человек, если он совершил преступление. "Твои заслуги не освобождают от наказания, но они - основание для его смягчения", - говорит Аманлиев и также высказывает мнение о том, что домашний арест для Серебренникова является попыткой следствия "сгладить углы".
По мнению Аманлиева, в этом случае даже такая мера является чрезмерной. "Такой подход проявляется к людям определённой категории. А про залоги и подписки о невыезде следственные органы у нас вообще забыли. Да, об альтернативных изоляторам мерах сейчас просят, но со скрипом и еле-еле, в отдельных случаях. Это не массовое явление", - считает Аманлиев.
Судить о невиновности человека по его талантам отказывается и адвокат Алексей Мельников. "Мы знаем достаточное количество историй, когда человек одаренный совершал самые разные преступления. Другое дело, общественное внимание привлечено к этому делу в связи с опасением, что оно показательное и входит в программу "закручивания гаек". Все боятся, что истинные причины в том, что теперь уголовные дела появляются после того, как мнение человека не соответствует некоему представлению о необходимом поведении. При этом я, безусловно, считаю, что если человек виноват, он должен нести ответственность за содеянное", - сказал Мельников.
Кроме того, руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО), колумнист радиостанции "Эхо Москвы" Василий Колташов выразил мнение, что это абсолютно адекватная мера, учитывая характер обвинений.
"Домашний арест - нормальная мера, когда речь идет о финансовых нарушениях. Конечно, до приговора мы не можем утверждать, что такие нарушения были. В принципе, на мой взгляд, не требуется ареста и помещения в следственный изолятор", - сказал собеседник агентства.
По мнению Колташова, дело режиссера будет развиваться как экономическое и обязательно дойдет до вынесения приговора.
"Сейчас есть запрос общества, чтобы коррупционные дела во всех областях доводились до конца. Поэтому, я думаю, можно ожидать достаточно быстрого рассмотрения этого дела с вынесением приговора. Статистика просто возбужденных дел уже не воспринимается, людей интересует финал. Какой-то приговор обязательно должен быть", - добавил он.
В свою очередь, экономист и журналист Никита Кричевский выразил мнение, что против Серебернникова собрана достаточная доказательная база. "Никому не нужно наполнять следственные изоляторы без повода. Разговор идет об экономической статье, а не о его "убеждениях". Если следователи пошли на такую меру, как задержание и помещение под домашний арест, значит, доказательства более чем серьезные, и то, что сегодня озвучивается - это далеко не все, есть такое понятие как следственная тайна", - сказал он ТАСС.
В то же время Кричевский допустил возможность того, что художественный руководитель "Гоголь-центра" может получить условный срок. "Дело будет доведено до суда, но, учитывая не вполне определенный статус Серебренникова как основного участника этих событий, я думаю, что статья может быть переквалифицирована и по ней может быть назначено условное наказание", - предположил собеседник агентства.
Ситуацию прокомментировали и коллеги по творческому цеху Кирилла Серберянникова. Так, режиссер Андрей Кончаловский заявил: «а если бы не Кирилл Серебренников, а Иван Петрович Пупкин, кто бы обратил внимание? А таких событий в российской жизни происходит ежедневно достаточное количество. Никто бы не обратил внимание. Но там, очевидно, следователи, силовые органы что-то обнаружили. Если они что-то обнаружили, что делать? У меня, кроме сочувствия и соболезнования людям, которые ошиблись каким-то образом, больше ничего нет».
Ранее, по поводу всеобщей либеральной истерики свое заявление сделал и режиссер Станислав Говорухин: «Позвали на допрос, ну и что особенного? Меня лично множество раз вызывали на допросы во время моей кинематографической деятельности».
Возвращаясь к «творческому подтексту», который пытаются навязать защитники Серебренникова, стоит отметить, что спектаклей режиссера никто не запрещал. И сам «Гоголь-центр» работает также, как и работал.
Понятное дело, что к творчеству Серебренникова у консервативной части российского общества накопилась масса претензий. Но у нас в последнее время полемика по поводу искусства - это в принципе «общее место». Вопрос здесь не в нем, а в том, что Серебренников обвиняется в хищении бюджетных денег. И к творчеству это имеет карйне мало отношения, кроме того, что эти деньги он получил именно на реализацию творческих проектов. В целом же, стоит повториться, суд принял крайне разумное и гуманное решение по поводу Серебренникова.