Россия объяснила ЕС, почему будет разгонять Майданы

Власти России в ответ на претензии Совета Европы (СЕ) в связи с ограничениями свободы мирных собраний пояснил, что это необходимо для обеспечения безопасности и защиты конституционного строя.

По мнению российских экспертов, ограничения уже дали эффект в виде сокращения количества нарушений в ходе акций. Напомним, речь идет о докладе комиссара СЕ по правам человека Нилса Муйжниекса, который опубликовал меморандум о чрезмерном ужесточении российского законодательства о свободе собраний.

Документ гласил, что за последний год власти отклонили большое количество заявок на проведение публичных мероприятий. Муйжниекс сделал выводы, что Россия не выполняет обязательства, вытекающие из Европейской конвенции по правам человека.

Со своей стороны, Россия заявила, что введенные меры нужны прежде всего для обеспечения обороны и безопасности страны, а также для поддержания ее конституционного строя.  При этом санкции способствовали "не только сокращению рецидива совершения данных правонарушений, но и позволило снизить их общее количество при проведении публичных мероприятий!.

В документе отмечается, что сами оппозиционеры ведут себя "деструктивно", и  "совершают действия, угрожающие общественному порядку или безопасности". В ответном докладе обосновано требование заранее согласовывать с властями проведение публичных мероприятий, которое необходимо  для предотвращения беспорядков и возможных преступлений.

"Поэтому это требование не может рассматриваться как отсутствие организационных основ права на свободу мирных собраний, напротив, оно направлено на обеспечение баланса частных и публичных интересов", - говорится в отчете. Представители правозащиты намерены обнародовать совместный доклад о соблюдении прав граждан на свободу собраний в постсоветских странах.

Выводы правозащиты таковы: в Белоруссии, Молдове, России и Украине за последние четыре года протестная активность заметно выросла.  По сути, лейтмотивом исходного доклада звучала мысль, что в постсоветских странах происходит "криминализация" протеста. Якобы власти законодательно закрепили список неугодных, которых впоследствии будут привлекать "лишь за нахождение в нем".

Отмечалось, что последние изменения закона, в частности "пакет Яровой", приравнивают любую критику власти уже не к экстремизму, а терроризму. Авторы пишут и о задержаниях на одиночных пикетах, не требующих никаких разрешений,и о росте случаев использования Уголовного кодекса (УК), приводящих к вынужденной эмиграции активистов.

При этом отмечается рост количества несогласованных акций, часть из которых имеют радикальный характер.  Эксперты предлагают вернуть первичный вариант закона "о митингах", который существовал до изменений 2012 года, отказаться от уголовного преследования "неоднократных нарушителей", сокращении штрафов как минимум в 10 раз и отказе от "поражения в правах" неоднократных нарушителей законодательства.

Критикуется в документе и положение вещей в Белоруссии. По мнению авторов доклада, белорусское законодательство о массовых мероприятиях содержит чрезмерные и непропорциональные ограничения права на публичные выступления. Забастовки, марши и другие виды массовых мероприятий стали нормой и в центре Кишинева, где большинство протестов за последние три года были мирными.

По поводу Украины аналитики высказались в том духе, что в стране увеличилось количество немирных собраний с оружием и применением насилия. Полиция нередко проявляет бездействие.

Напомним, в свое время ОП России обратилась к опыту развитых демократий в части обеспечения протестной деятельности. Результатом стал доклад «Обзор зарубежного законодательства, регулирующего проведение публичных собраний и шествий граждан», в котором еще несколько лет назад прозвучали неоднозначные выводы.

Стоит отдельно отметить, что западное законодательство отличается более конкретным и более жестким (по сравнению с российским) набором требований к порядку проведения демонстраций и шествий. Это более длительный срок рассмотрения заявок в крупных городах (США), запрещение маскировки лица (Германия), существование "черного списка" для организаторов ранее запрещенных или разогнанных демонстраций (Швеция), право запрещать любые демонстрации по усмотрению местных властей (Франция), практика временных мораториев (Великобритания).

Таким образом, столь рьяно китикующий Россию Запад превосходит РФ по жесткости мер воздействя в разы, применяя все виды ответственности - от уголовной до финансовой. В свое время в решении Верховного Суда США по делу "Кокс против Луизианы" было прямо разъяснено, как следует понимать право, закрепленное конституцией страны: "Права на свободу слова и собраний, являясь фундаментальными для нашего демократического общества, тем не менее, не означают, что каждый, кто желает выразить свое мнение или идеи, может сделать это публично в любом общественном месте или же в любое время".

Законодательство Испании и Италии дает возможность властям право штрафовать нарушительей на крупные суммы, а США, Франция и Германия вообще используют тюремные заключения как меру воздействия. В той же Франции за подстрекательство к проведению митинга или демонстрации выкрикиваниями или произнесением публичных речей, а также распространением разного рода печатной либо аудиовизуальной продукции, в соответствии со ст. 431-6 виновные наказываются лишением свободы на срок до 1 года и штрафом до 15 000€.

В случае, если призывы к проведению демонстрации привели к желаемому результату предусмотрено наказание до 7 лет лишения свободы и штраф до 100 000€. Собственно, наэтом фоне любые выводы о "жестокости" властей России будут смотреться неоднозначно.


Автор
Редакция