Америка вязнет в болоте "толерантности", все больше превращаясь в лицемерное общество запуганных драконовскими правилами людей. Голливуд кипит от "приставаний режиссеров", Капитолийский Холм - политиков, а в Британии министр обороны и вовсе подал в отставку за "трогание коленки журналистки 15 лет назад".
Не успела слегка улечься история с Харви Вайнштейном, обвиняемого со всех сторон в сексуальном насилии, под раздачу попал актер Кевин Спейси, которому совершеннолетние лица мужского пола выкатили претензии в домогательствах 30-летней давности.
Разумеется, сам Вайнштейн отрицает все обвинения в насилии в отношении женщин. Но в списке пострадавших оказались Гвинет Пэлтроу, Анджелина Джоли, Томи-Энн Робертс, Розанна Аркетт, Жюдит Гордеш, Кэтрин Кендалл, Жюдит Годреш и Доун Даннинг. После этой публикации совет директоров The Weinstein Company объявил об увольнении Вайнштейна. Вайнштейна также исключили из Американской киноакадемии, и в преспективе ему светит немалое количество исков.
История со Спейси грозит иметь не менее мрачные последствия. Кинопремию "Эмми" в 2017 году он уже не получит, сериал "Карточный домик" закрыт до окончания разбирательств, а гей-сообщество не кинулось его защищать по причине нежелания связываться с темой харассмента несовершеннолетних. И совершенно неважно, что никто в итоге не пострадал - обвинение прозучало. Повод есть - можно с чистой совестью предавать анафеме любого. И неважно, что доказательств нет.
Это - наиболее неприятный момент во всех историях. Никто из "пострадавших" не дал себе труда до скандалов в СМИ перевести свои обвинения в правовое поле. То есть для шельмования достаточно словесных обвинения и своевременного позиционирования себя жертвой. Дальше все сделают пресса и общественное мнение.
Любопытно то, что такие установки уже работают на уровне рефлексии. Министр обороны Великобритании Майкл Фэллон на днях подал в отставку на фоне обвинений со стороны радиоведущей Джулии Хартли-Брюер в том, что 15 лет назад на ужине во время конференции Консервативной партии он несколько раз пытался положить руку ей на коленку.
По словам Фэллона, его поведение "не соответствует" стандартам британских военных. При этом он указал на правоту парламента, который в последнее время начал уделять повышенное внимание проблеме сексуальных домогательств.
"В последние дни появилось много слухов о сексуальных домогательствах со стороны политиков и вообще известных людей, в том числе - о моих, якобы произошедших в прошлом. Многие из них были ложными, но я согласен с тем, что в ходе того инцидентая не соответствовал высоким стандартам, которые требуются от Вооруженных сил, которые я имею честь представлять", - подчеркнул Фэллон. И ушел в оставку.
То есть, на сегодня имеет место ситуационный и поведенческий перекос с сознательными манипуляциями чужими жизнями и карьерами. Общество само регулирует правила поведения, но не удивительно, что последние опросы в США показали истинное мнение о "толерантности" (71% респондентов назвали ее "душащей").
В данной ситуации понятно, что общей тенденции нечего противопоставить и на законодательном уровне. В 2017 году сразу в нескольких крупных городах США начались кампании по сносу монументов Конфедерации - памятников и мемориалов, посвященных подвигам южан в Гражданской войне.
Призывы убрать из городов памятники генералам Юга, которые в большинстве своем были рабовладельцами, активизировались после участившихся случаев убийств афроамериканцев белыми полицейскими и других преступлений на почве расовой ненависти. Но если здесь очевидна хотя бы историческая подоплека ситуации, то в случае с обвинениями в сексуальных домогальствах, по сути, опираться вообще не на что.
По мнению одного их местных университетских профессоров, "по сути харассмент приравнен к нацистским преступлениям. И он не только не имеет срока давности, но ещё и определяется исключительно по заявлению гипотетического пострадавшего в давние времена. Не нужно никаких свидетелей - тогда как нацистские преступления всё же нуждаются в судебном доказательстве с участием свидетелей. Т.е. харассмент превращен в абсолютное или религиозное преступление, выведенное за пределы юридических порядков.
Даже инквизиция имела свои технологии доказательства связи с сатаной. Здесь же не нужно ничего. В таком виде с харрасментом сопоставимо только обвинение евреев в действиях против христиан или арийцев. Т. е перед нами - воспроизводство расовых практик наказания, действующих вне юридических отношений, как чрезвычайный порядок в сакральной борьбе с абсолютным злом".
Остается открытым вопрос о причинах взрыва подобного рода настроений на Западе. Фактически, мы наблюдаем за лихим примером общественного самобичевания, замаскированного под демократические ценности, к которым можно относиться враждебно или с иронией, но они в природе существуют вне их американской подачи. Тенденция, на самом деле, очень тревожная.