Известный бизнесмен и предприниматель Элон Маск построил свои многомиллиардные компании электромобилей и солнечных батарей с помощью миллиардов государственных субсидий.
Его компании Tesla Motors Inc., SolarCity Corp. и Space Exploration Technologies Corp., известная как SpaceX совместно извлекли выгоду из 4,9 млрд долларов государственной поддержки, полученных в рамках государственно-частной модели финансирования берегоукрепительных много стартапов.
"Вы наверняка найдете его там, где есть государственные деньги", - сказал Дэн Долев, аналитик Jefferies Equity Research. "Это отличная стратегия, но когда-нибудь правительство вас отрежет от источников финансирования"
Метод включает в себя различные правительственные стимулы, включая субсидии, налоговые льготы, строительство заводов, льготные кредиты и экологические кредиты на продукцию Tesla. Она также включает налоговые кредиты и скидки покупателям солнечных батарей и электромобилей.
Возникает вопрос о том, может ли компания существовать на самообеспечении и смогут ли они сократить затраты на развитие. Пока Тесла и SolarCity продолжают сообщать о чистых убытках после десяти лет в бизнесе, но акции обеих компаний растет; доля самого Маска в фирмах стоит около $10 млрд. (SpaceX как частная компания, публично не сообщает о финансовых результатах).
Таким образом, Маск и инвесторы его компаний пользуются большей частью финансовой поддержки государства, в то время как налогоплательщики покрывают расходы за свой счет.
Не так давно руководство"SpaceX" заявила, что обещанная выгода при запуске "возвращаемой" ракеты Falcon-9 была переоценена - оказывается, на этом можно сэкономить не половину или треть, а едва 10% стоимости. Да и то в случае, если SpaceX научится сажать хотя бы 5 ракет из 10 и они не будут взрываться на старте.
При этом эксперты отмечают, что похожим образом заканчиваются (или продолжаются) практически все проекты Маска. Например, его завод супербатареек так и не построен, хотя в сети идет запись на батареи новых модификаций, Tesla понесла гигантские убытки, PayPal оказался скомпрометирован работой со спецслужбами США, Hyperloop признан супердорогим и очень опасным.
Давно не тайна, что компании "гения тысячетелия" и автора "прорывных технологий" не просто получают государственную поддержку и финансирование из бюджета США, но и терпят колоссальные убытки.
"В начале сентября запуск многоразовой ракеты Falcon 9 закончился взрывом на стартовой площадке. Ранее с Falcon-9 уже происходила катастрофа - тогда нештатно сработали двигатели. По мнению экспертов, Falcon - некий возврат в 60-е. По всем показателям он либо равен, либо уступает, либо слегка превосходит советский "Протон М", разработанный в 1965 году. Да и пресловутые многоразовые двигатели с расчетом на десятикратное использование начали разрабатывать в СССР в 1976 и закончили в 1980 году",- отмечает Pravda.ru.
"Маск впарил NASA некую "хорошо забытую" старую идею под видом небывалых инноваций, развел американское правительство на несколько миллиардов долларов, а теперь играет в космические кораблики. Которые падают. Которые, даже не падая, не выгодны экономически. Которые вообще непонятно зачем и кому нужны. Но зато выглядит всё красиво, громко, инновационно и дорого", - писали в сцосетях.
Также по мнению экспертов, компании Маска не выполняют до 2/3 данных покупателям и заказчикам своих технологий обещаний, однако это не мешает ему анонсировать все новые и новые "сенсационные" автомобили, автобусы, батареи и ракеты.
В прошлом году только вог втором квартале компания имела чистые убытки в размере 293 миллиона долларов. Также Tesla Motors приносит одни убытки уже в течение тринадцати кварталов подряд.
"Маск выступает с суперпроектами, новациями - часть из них реализует за счет госбюджета при фантастическом пиаре, а часть просто "забывает", тут же предлагая новые "грандиозные планы" типа переселения на Марс",- рассуждают в соцсетях. Но пока государство будет спонсировать его идеи, все это так и будет продолжаться.