Эксперты агентства "Блумберг"попытались дать финансовую оценку капиталов, которые могут быть возвращены в Россию из-за санкций США.
В своем материале "Путин пытается привлечь триллион долларов домой в условиях растущего страха санкций" аналитики отмечают, что вряд ли такая сумма может быть возвращена в Россию полностью.
Тем не мнее даже в условиях репатриации малой части этих денег действия США могут парадоксальным образом развернуть тренд вывоза капитала из России и создать положительный импульс для инвестиций в местную экономику.
По сути, западные журналисты пытаются выдерживать материалы в ключе "вот раньше Кремль делал вид, что санкции - это не страшно, а теперь все резко изменилось". Но нужно обладать на редкость извращенной логикой, чтобы найти в путинских предложениях по облегчению репатриации капитала хоть какой-то намек на страх.
На самом деле, если уж капиталам российского бизнеса на Западе в любом случае предстоит или заморозка, или экспроприация, государствту действительно имеет смысл вернуть их в свою экономику.
Сам Запад провалил всю идею еще до введения санкций. Цель, напомним, заключалась в том, чтобы заставить ту часть российского бизнеса, которая имеет значимые активы на Западе, включиться в политическую борьбу против российского президента во имя сохранения своих капиталов.
Власти США делали ставки на ту часть бизнеса, которая имеет нейтральные или холодные отношения с российскими властями, так как более-менее лояльный бизнес находится под жесткими санкциями еще с 2014-2015 годов.
Но, судя по сообщениям из окружения Геннадия Тимченко и Аркадия Ротенберга, "их реакция сводилась к тому, что они оба усмотрели в действиях США косвенное признание своих заслуг перед российским государством".
Второй заход Вашингтона с надеждой на то, что пострадавшие бизнесмены, образно говоря, "придут к Путину с вилами", тоже успехом не увенчался. По данным Рейтер, возможность конвертировать "западные" капиталы в российские валютные облигации, предполагает только анонимность держателя облигации и льгота в виде освобождения от налога на доход от валютной переоценки бумаг.
Последнее является некой гарантией того, что государство не будет "наказывать рублем" держателей валютных облигаций в случае изменения валютного курса. Бизнесменам предоставлен выбор держать деньги в западных банках со всеми рисками момента или анонимно одолжить свои доллары, евро или фунты российскому Минфину, который обещает никому об этом не рассказывать.
Для тех же, кто готов перенести в Россию свой бизнес, действительно предусмотрен серьезный стимул. Владимир Путин попросил Думу принять соответствующие законы для реализации его предложения, "которое заключается в том, чтобы освободить представителей бизнеса, которые закрывают этот бизнес за границей и переводят его в Российскую Федерацию, от выплаты 13%-ного налога". По мнению президента, "это может быть дополнительным стимулом для перевода капиталов в Россию".
На самом деле, парадокс в том, что санкции так или иначе окажут на бизнес-сообщество оздоравливающий эффект. И он будет только усиливаться по мере того, как казначейство США станет отбирать деньги, оставленные на Западе. Так что Блумберг начал подсчитывать суммы, которые придут в экономику России в рамках "программы санкционного стимулирования", которую активно проводит президент США Трамп.