Расследование NYT подтвердило вмешательство ЦРУ в выборы

В США уже началась борьба за места в Конгрессе и за губернаторские посты.  В ноябре текущего года здесь должны состояться промежуточные выборы. Несомненно, к ним готовятся на всех уровнях. Конечно, в подготовку в этому процесса надо было обязательно вплести и тему «российского вмешательства» - надо же заранее подготовить позиции, с которых будут кричать в случае какого-либо провала.

Как мы помним, это и сделали 13 февраля главы  американских разведывательных агентств, предупредив Сенат о том, что «по всей видимости, Россия готовится применить на выборах весь свой арсенал, который уже использовала на президентских выборах 2016 года.

Еще через три дня спецпрокурор Роберт Мюллер, почти подтверждая опасения разведки, публикует обвинительное заключение, в котором сообщает о некой трехлетней операции, проводимой 13 гражданами России, в рамках которой соцсети были использованы для проведения атак на Хиллари Клинтон, для поддержки Дональда Трампа и для того, чтобы посеять раздоры в США.

Конечно такое обвинение не могло не вызвать шока среди американских обывателей. Но только не среди ветеранов разведки и аналитиков спецопераций. И вот, газета The New York Times со ссылкой на бывших сотрудников ЦРУ и американских экспертов, которые говорят, не таясь: русские правил этой игры не нарушали!

По словам экс-сотрудника ЦРУ с 30-летним стажем Стивена Холла, США абсолютно точно проводили подобные операции влияния в других странах. «И, я надеюсь, мы продолжим их проводить», - заявил он.

«Это всего лишь соответствующая требованиям киберэпохи версия стандартной американской практики, которую США применяли на протяжении нескольких десятилетий в те моменты, когда им нужно было повлиять на исход выборов в других государствах», - вторит Холлу другой бывший сотрудник американской разведки Лок Джонсон.

То есть - все, о чем говорит Мюллер - обычная практика для самих американских спецслужб, в которую входит и передача денег чемоданами на поддержку нужных США кандидатов, и скандальные истории, слитые в газеты, чтобы изменить ход выборов, это и памфлеты, стикеры, напечатанные для того, чтобы, к примеру, в Сербии действующая власть потерпела поражение. И этим разведка занималась с первого же дня создания ЦРУ в 1947 году.

Правда, подчеркнули оба бывших сотрудника ЦРУ, вмешательство в выборы США и России было «не равносильным в нравственном отношении». Понятное дело: США,  организовывая перевороты, заказные убийства и прочее, Америка несла в другие страны «свет демократии», тогда как Россия «вмешивалась, чтобы основы этой демократии подорвать».

А это значит, утверждает Стивен Холл, в вопросе «вмешательства» США никак нельзя ставить в один ряд с Россией - «это как утверждать, что копы и бандиты одинаковы, потому что и у тех, и у других есть оружие. Мотивация имеет значение».

Про «мотивацию» Вашингтона хорошо известно: гегемония и еще раз гегемония. И это прекрасно отражено во всех последних редакциях Стратегии нацбезопасности США.

«Вопрос заключается не в том, должна или нет Америка лидировать. Вопрос состоит в том, как мы должны лидировать», - писал во введении к Стратегии-2015 Барак Обама.

«Весь мир, - пишет во введении к новому документу Дональд Трамп, - возвышается благодаря обновлению Америки и возрождению американского лидерства».

Ясное же дело, что когда вмешивается в дела других государств США - сколько бы ни было убито конкурентов или свергнуто правительств - это «работа копов», а вот если (гипотетически) захочет вмешаться Россия - караул, «бандиты пришли». Как говорится - почувствуйте разницу.

Из слов бывших сотрудников ЦРУ можно сделать вывод, что «российская кампания» 2016 года, по сути, была традиционной шпионской операцией - просто с применением новых технологий. Кроме того, она является отражением тех масштабных течений истории, которые обуславливали вмешательства американцев в выборы в период холодной войны и которые обуславливают действия России сегодня.

С  1946 по 2000 год США провели 81 операцию, а Советский Союз (или Россия) - 36 операций, сообщил научный сотрудник  Carnegie Mellon Дов Левин,  посчитавший количество тайных и открытых операций по оказанию влияния на исход выборов в иностранных государствах.

Выводы г-на Левина подчеркивают, насколько обычным было вмешательство в выборы для США. Основы подобных вмешательств были заложены в Италии, где с 1940-х по 1960-е годы США поддерживали некоммунистических кандидатов, доставляя «чемоданы с деньгами определенным политикам, чтобы покрыть их расходы», - рассказал в своем интервью 1996 года бывший офицер ЦРУ Марк Уайт.

Информацию о таких вмешательства США можно найти не только в многочисленных интервью и мемуарах бывших сотрудников американской разведки, но и рассекреченных докладах ЦРУ: передача «крупных сумм денег» нужным политикам, массовые вбросы в иностранную прессу. И если раньше ЦРУ проводило такие операции тайно, то позднее Госдепаптамент стал это делать открыто и не скрываясь.

К примеру, в период выборов 2000 года в Сербии США профинансировали успешную кампанию, направленную против националистического лидера Слободана Милошевича. Подобные попытки вмешаться в выборы предпринимались в годы войн в Ираке и Афганистане, хотя они далеко не всегда были успешными.

Вот только хотелось бы спросить господ из Госдепа и ЦРУ:  помогло ли ваше «спасительное лекарство демократии»  Ливии, Ираку или Югославии? Что теперь с этими странами?

В России, кстати, хорошо помнят, как США, не скрывая своих намерений, открыто вмешались  в российские выборы, когда американские политтехнологи активно помогали в 1996 году раскручивать кандидатуру Бориса Ельцина.

Говорить об этом в США не принято, но факт остается фактом: в 1996 году перевыборной кампанией Бориса Ельцина тайно руководили три американских политических консультанта, которые неоднократно получали непосредственную помощь от администрации Билла Клинтона.

Однако на эту тему в США  сняли комедию 2003 года под названием «Проект „Ельцин"» (Spinning Boris), в которой была рассказана правдивая история трех американских политических консультантов, нанятых для того, чтобы они помогали Ельцину в его предвыборной кампании 1996 года.

Американцы боялись, что Борис Ельцин может проиграть на выборах 1996 года своему коммунистическому сопернику, в связи с чем президент Билл Клинтон распорядился провести операцию, чтобы помочь г-ну Ельцину и США добились того, чтобы Международный валютный фонд предоставил России кредит в размере 10 миллиардов долларов всего за четыре месяца до дня выборов.

Наивно думать, что после этого США прекратили вмешиваться в политическую жизнь России. К примеру, Национальный фонд поддержки демократии несколько лет назад предоставлял гранты Алексею Навальному в размере в 6,8 миллиона долларов  на различные цели, от «привлечения активистов» до «увеличения степени общественной вовлеченности».  А сколько еще таких вливаний было?

Если же говорить о «влиянии в соцсетях», то можно вспомнить историю о том, как ЦРУ создало Google с четкой целью применения информационных технологий как средства ведения глобальной «информационной войны»  -  войны за «легитимизацию власти немногих над остальными».

Рассказывать об этом процессе можно было бы долго, но ограничимся одним интересным фактом: Сергей Брин и Лари Пейдж официально учредили Google как компанию в сентябре 1998 года, а  механизм групповых запросов стал также частью запатентованной Google поисковой системы «PageRank» (ранжирование страниц), которую Брин разработал в Стэнфорде по программе MDDS-АНБ-ЦРУ.

Бывший высокопоставленный сотрудник ЦРУ Роберт Стил в интервью для газеты Gardian рассказывал о том, что некоторые сотрудники разведуправления были основным звеном связи ЦРУ с Google, и организовали финансирование этой инновационной IT-фирмы на начальном этапе. Правда, в самом Google эти сведения называют «недостоверными».


Автор
Редакция