Издание Associated Press пишет, что Госдепартамент США в ближайшее время изменит порядок получения виз иностранными гражданами. В частности, при получении визы необходимо будет в анкете обозначить все свои «электронные координаты» за последние пять лет.
В канале «Равреба пишет» дали краткую выжимку того, что теперь будут требовать американские чиновники от граждан, желающих получить американскую визу: «Заявителям на получение визы необходимо будет предоставить все свои имена в указанном списке социальных медиа за последние пять лет. Также заявители смогут добавить информацию о своих страницах в тех соцсетях, которые будут отсутствовать в списке.
Помимо этого, попросят указать номера телефонов, электронные адреса, статусы о поездках и депортациях за последние пять лет, а также информацию на предмет участия членов семьи в террористической деятельности.
Новые правила будут применяться практически ко всем заявителям на иммиграционные и не иммиграционные визы, в том числе тех, кто хочет приехать в США для бизнеса или учебы».
Такой опыт работы с цифровой информацией о человеке - не новшество. На гребне волны «киберпанка, который мы заслужили» сейчас находится Китай, который активно тестирует «цифровые социальные рейтинги» граждан.
В частности, по сообщениям СМИ, «с мая 2018 года китайских граждан с низким «социальным рейтингом» перестанут пускать на самолёты и в поезда. Это решение напрямую связано с экспериментальной системой рейтингов, которую власти развивают с 2014 года. По задумке, она будет оценивать всех граждан на основе их поведения, финансового положения, покупок и нарушений. Чем ниже рейтинг, тем сложнее человеку пользоваться муниципальными сервисами».
Здесь, конечно, можно рассказать о том, что данные инициативы - покушение на свободу в Сети и прочие романтические вещи про примат анонимности в Сети. Но, давайте честно, Сеть перестала быть свободной уже давным-давно. Сеть перестала быть и анонимной. И дальше будет только «веселее».
Если вспомнить законодательные инициативы, что западных, что восточных развитых стран, то становится очевидно, что сетевое пространство становится все более регулируемым. И, наверное, это нормально. Потому, что Интернет - уже много лет как не пристанище безобидных цифровых гиков и фриков всех мастей, и даже не пристанище чуть менее безобидных «идейных хакеров», а место, где действуют и террористы с экстремистами самого разного калибра. И последствия их действий и «работы» совсем не виртуальны.
При этом, что характерно, новость о том, что теперь для получения визы США нужно добровольно сдать свои «цифровые отпечатки пальцев» проходит как-то совсем незамеченной среди отечественной прогрессивной общественности. У неё на повестке «кровавое ФСБ», которое требует ключи шифрования от мессенджера-сети Телеграмм.
Но тут, опять же понимать нужно. Америка делает такие штуки во имя «торжества идеалов демократии», а Россия - с целью «тоталитарной экспансии» и тотального контроля за всем и вся.
Если же абстрагироваться от этого перманентного политического дискурса двойных политических стандартов, и попытаться говорить объективно, то мы, похоже, уже вошли в новую эпоху информационного общества. Теперь пресловутая «Цифра» стала таким же продолжением материального мира и обыденной жизни, как поход в магазин за хлебом.
Фактически сетевая и офф-лайновая жизнь окончательно стали единым целым. Как минимум, в глазах многих и многих государств. И дальше этот процесс будет только усугубляться.