В России могут запретить все американское

Санкционная война продолжается и кажется, примерные очертания нашего ответа на очередной виток американских санкций становятся все более очевидными. Стоит напомнить, что 6 апреля Минфин США выпустил очередной секционный список, куда вошли представители крупного российского бизнеса. Это привело к понижению котировок акций многих российских компаний, и к снижению курса рубля, рекордному за последние полтора года.

В ответ, на сайте базы данных Госдумы появился законопроект, который позволяет вносить в санкционные списки любые товары, произведенные в США или странах, поддержавших американские санкции. В случае лекарств, проект исключает включение в списки тех препаратов, производство аналогов которых в нашей стране пока невозможно.

Более того, в проекте есть интересная оговорка по поводу «права на интеллектуальную собственность». Это разрешение в России производить аналогичную американской продукцию без разрешения правообладателей.

Первый зампред думского комитета по законодательству Михаил Емельянов, комментирую данную инициативу пояснил: «мы бьем под дых американцам, поскольку все успехи и, прежде всего, доминирование англо-саксонского, западного мира обеспечивается именно правом интеллектуальной собственности, и мы наносим удар по этому праву».

Вообще, в проекте масса крайне болезненных для США мер, которые могут нанести Штатам вред не только потому, что такой закон выйдет и будет действовать в России, но и потому, что он создаст в мировой правовой системе очень интересный прецедент, который, фактически, действительно может подорвать нерушимость на право интеллектуальной собственности.

В канале MarketTwits тезисно обозначили самые кардинальные ответные меры, которые в случае принятия соответствующего закону могут быть реализованы: «Иностранные граждане и структуры с участием 25% их капитала не смогут участвовать в РФ в приватизации.

"Большая четверка" аудиторов может лишиться значительной части российского рынка. Гражданам и компаниям США запрещается вывозить с территории РФ продукцию и оборудование из редкоземельных металлов.

Ответные меры РФ должны вводиться в отношении США и иных стран при их действиях, угрожающих территориальной целостности, безопасности, экономической стабильности России.

Депутаты предлагают правительству РФ привлекать в страну инвестиции из стран, не поддерживающих недружественные действия США.

Законопроект об ответных мерах на санкции США предлагает ограничить ввоз в РФ ряд лекарств, произведенных в США; под запрет не подпадут лекарства, аналогов которых нет в РФ.

Депутаты Госдумы предлагают ввести ограничения на работу в РФ граждан США». В общем, все это действительно сурово, и пока непонятно, что из этих мер по итогам трех чтений будет принято. Впрочем, о запрете американских товаров в последние дни говорили представители российской власти самых разных уровней.

И в данном случае, в этом ответе на американские санкции активно используется принцип, сформулированный еще в прошлом году главой комитета Совета Федерации по международным делам Константином Косачевым: «"реакция должна быть не симметричная, но болезненная для американцев...Выработка предложений в этой сфере - удел специалистов, а принятие решений - прерогатива президента. Я обозначил лишь принцип: несимметрично и чувствительно. То есть за исключением сфер, где есть ущерб нашим интересам, и точечно, с прицелом».

В общем-то, мы действительно долго не отвечали и терпели. Но видимо, очередная «красная линия» со стороны США в санкционной войне была пройдена.

Что касается страхов про «изоляцию России», то, по большому счету, они беспочвенны. Россия и многие иные государства уже сформировали определенное экономическое и политическое многополярное пространство, в рамках которого вполне себе функционирует и международный рынок, и выстроены производственные цепочки. А вот поход на интеллектуальную собственность американских корпораций - это любопытных ход уже с точки зрения Китая, который может посмотреть насколько получилось у России и попробовать нечто аналогичное. А поскольку львиная доля производств американской продукции находится именно в КНР, то эффект может быть самым неожиданным.

Важно и то, что, по всей видимости, российская промышленность в состоянии обеспечивать запросы населения на ряд товаров и услуг монополия за которыми до сих пор была за американскими корпорациями. И это уже история про нашу экономику и наш потенциал. С продовольствием в целом все получилось. Есть мнение, что получится и по иным секторам потребительского рынка.

 


Автор
Редакция