Операция по «убийству» и «чудесному воскрешению» Аркадия Бабченко, которая чисто теоретически задумывалась Украиной, как попытка «выявить российских шпионов, диверсантов и киллеров» привела в западном сообществе к прямо противоположным результатам. Как минимум, на уровне западных экспертов, публицистов, СМИ и представителей известных НКО, занимающихся проблемами современной журналистики.
Стоит напомнить, что когда об убийстве Аркадия Бабченко пошла первая информация, то социальные сети и медиа были переполнены соболезнованиями и возмущением, во многом, в адрес России, которая «конечно же и убила».
Показателен в этом отношении, например, комментарий экономического обозревателя Бориса Грозовского «С ним было абсолютно легко, по-свойски, когда можно ничего не объяснять. Конечно, он был профессиональным троллем и хейтером. Он презирал зло и вступая с ним в схватку, всё время вызывал на себя огонь, навлекал на себя удар превосходящих сил противника. Бороться пулей со словом - самое подлое, самое гадкое. Это и в Лондоне можно, и в Киеве. Видимо, очень хотелось доказать, что мол всюду мы можем. Ну что же, скоро границы закроются».
В общем, всё было уже решено и абсолютно ясно. Даже некоторые иностранные политики успели сделать заявления о «трагедии». К примеру, германский президент, который как раз в этот день был в Киеве с официальным визитом оперативно осудил «убийство», заявил: «"Мы должны создать условия, чтобы журналисты во всем мире делали свою работу без риска для здоровья и жизни».
И в общем, понятно, в какую сторону стала раскручиваться вся эта информационная кампания. Естественно, в сторону России. Но тут Аркадий Бабченко, внезапно, «ожил». Украинские власти всё равно продолжили обвинять Россию в некоем «несостоявшемся покушении», которое они доблестно предотвратили. Однако, что-то пошло не так, и фактически, все эти «игры со смертью» вызвали на Западе самую негативную реакцию.
К примеру, глава «Репортеров без границ» Кристоф Делуар заявил следующее: «возрождение этого журналиста - большое облегчение, но жутко и печально, что СБУ играла с правдой. Действительно ли была необходима такая схема? Оснований для фальсификации смерти журналиста не может существовать». Ну, то есть, ребята явно перестарались. И что позволено британцам в деле Скрипалей, то явно не позволено украинцам. Не доросли ещё до соответствующего уровня и статуса.
Издание The Guardian также высказалось на своих страницах вполне однозначно: «Бабченко, решив инсценировать собственную смерть по совету украинских спецслужб, теперь, вероятно, навлечет на себя негодование соотечественников, так же как и критику своих друзей и соратников».
Примерно о том же написало издание Poynter: «Этот обман может позволить россиянам вполне убедительно отрицать причастность к другим таинственным нападениям. Это даст пищу для критиков, которые и так не доверяют тому, что видят в новостях». В общем, русские всё равно виноваты, но Бабченко «подставился», ми это признают, как свершившийся факт.
В The Times написали про то, что эта «спецоперация» нанесет удар по репутации прежде всего СБУ, тем более что, как отмечает издание, «правозащитные группы не раз обвиняли ее в неоднократных задержаниях и высылке иностранных журналистов за «антиукраинскую пропаганду».
Los Angeles Time вообще поставило проблему расследования убийств журналистов на Украине в качестве основной. Авторы этого СМИ высказались в том духе, что «решение инсценировать убийство Бабченко внесет смуту в расследование реальных преступлений. На Украине уже были убиты несколько журналистов и эти дела до сих пор не раскрыты».
А в The New York Times прямо назвали идею с инсценировкой «смерти» Бабченко - очень плохой. Поскольку и сама эта операция, и её медийное освещение породили целую волну «фэйковых новостей», с которыми сейчас, вроде бы, на Западе идёт активная борьба.
Ну и «добивает» всю эту клоунаду CNN с вопросом: «если эта дикая история с внезапным воскрешением Бабченко - правда, то кто теперь поверит Украине?».
И очень многие западные обозреватели, и эксперты сходятся на том, что «теперь Украине больше никто не поверит». Хотя, вообще, еще как поверят, дайте только время, чтобы эта история позабылась и уже не стала настолько резонансной. В присутствие российских войск на Донбассе вы же все эти годы верите, и в сбитый Россией Боинг тоже. Хотя и выясняется, что сбит он был ракетой, которая уже давно в России списана с вооружения, а вот на Украине еще на вооружении стоит. В отравление Скрипалей Россией тоже все искренне верят. И в «допинговый скандал» до сих пор, даже после того, как после Олимпиады оказалось, то и допинга-то в общем, не было. А Родченков ничего подтвердить и доказать не может.
Так что и тут поверите в «руку кремля» и прочие заявления Украины. Только нужно время. Кстати, еще один интересный момент.
Когда Бабченко «трагически погиб» в западной прессе это не стало топовой новостью, так, уровень третьей-пятой полосы, а то и попросту игнор. А вот когда он «воскрес», тут началась совсем иная история про покушение на свободу СМИ и достоверность информации. Так что, в общем-то, по степени цинизма и лицемерия вся эта публика от СБУ и нынешних киевских властей не отличается практически ничем. Разве только доступом к более совершенным технологиям и более тщательной подготовкой к информационным вбросам.
Украинцы, по большому счету, просто скопировали «уникальный западный опыт». Просто сделали это как всегда криво и нелепо. Отчего, тому же западному сообществу, очевидно, крайне неудобно. Потому, что история с Бабченко, это ж натуральная гротескная карикатура историй про Скрипалей или того же Литвиненко.
Вот отсюда такая резкая реакция, за которой стоит банальное, «вы что, нас передразниваете и пародируете?». Нет, они не передразнивают, они все это серьёзно. Просто иначе на Украине делать ничего не умеют.
Что же касается самого фигуранта всего этого оригинального приключения со смертью и воскрешением, то, хорошо, что жив. У живых еще есть время и возможность как-то прийти в ум, вернуться к адекватности, начать жить, как человек. У мёртвых такой возможности уже нет.