Экс-шеф нацразведки США рассказал о свержении президентов

У экс-главы Нацразведки США Джеймса Клэппера есть некоторые мысли о нынешнем американском президенте Дональде Трампе. И этими мыслями бывший кадровый разведчик изволил поделиться с агентством Bloomberg.

Его беседа с журналистом издания Тобином Харшоу получилась довольно разноплановой, поговорить успели о многом и конечно - о пресловутом "российском вмешательстве" в американские президентские выборы - куда ж без этого! И о том, как сами США настойчиво вмешиваются в выборы в других странах, но тут уже - "по праву сильного и точно знающего, что кому нужно и полезно.

Итак, начинает свой материал Харшоу с вопроса об "антитрамповском сопротивлении" и его героях. В стройные ряды которых журналист зачисляет Берни Сандерса, проявившего свои президентские амбиции (но так и не дошедшего до финала выборов благодаря своей же однопартийке Клинтон).

Сюда же он относит сенатора Максин Уотерс (известную освободительницу Лимпопо), разнообразных "умников" из левых СМИ, наподобие MSNBC, постоянного спонсора всяческих либеральных идей и организаций Джорджа Сороса и еще целую "кучу подозреваемых".

Куда как более интересными в этом "сопротивлении" кажутся лица, имеющие отношение к полиции, армии и разведке. Среди них бывшие -  глава ФБР Джеймс Коми, руководитель ЦРУ Майкл Хайден и директор Национальной разведки Джеймс  Клэппер.  Бывшими они стали как раз с приходом в Белый дом Дональда Трампа.

Джеймс Клэппер - кадровый офицер разведки, занимавший пост директора Национальной разведки на протяжении более шести лет при президенте Обаме. Он был одним из инициаторов опубликованного в январе 2017 года доклада, в котором было сделано заключение, что Россия взломала электронную почту национального комитета Демократической партии и вмешалась в выборы 2016 года.

Казалось бы, бывший морской офицер, поднявшийся до трех звезд на погонах, руководившей огромной организацией, собиравшей данные о миллионах американцах, будет традиционно хранить молчание в вопросах, касающихся политики. Но не тут-то было. Клэппер оказался весьма разговорчивым собеседником.

Многое можно понять о взглядах Клэппера, если прочитать его книгу "Факты и страхи" или, что еще лучше, потратить минут 20 на разговор с ним самим, уверяет журналист, и предлагает ознакомиться с записью его разговора с бывшим разведчиком.

Не будем останавливаться на той части беседы, в которой обсуждаются проблемы работы ФБР, ЦРУ и прочих спецслужб, а сразу перейдем к теме Дональда Трампа и российского вмешательства в "самый демократический" избирательный процесс в США.

По словам Клэппера, Дональд Трамп является "самой крупной проблемой" США, именно из-за него происходят "нападки на фундаментальные основы США, на американские институты и американские же ценности".

И раз уж разговор подошел к Трампу, тут же всплыли и выборы, и "грязные предвыборные трюки", о которых, быть может, и захотел бы в то время рассказать Барак Обама, но не стал этого делать, дабы не услышать обвинений о "вмешательстве" в собственный адрес.

А где разговоры о "плохом" Трампе, там и обязательно заходит речь о "русских хакерах", помешавших кандидату от демократов Хиллари Клинтон стать хозяйкой Белого дома. Вот эти-то самые "русские хакеры" - еще больший кошмар, чем сам Трамп.

Сегодня Клэппер сожалеет о том, что заявление, в котором откровенно рассказывалось о "проделках хакеров", было им сделано слишком поздно и ничего изменить уже было нельзя.

Харшоу напоминает, что в своей книге экс-глава Нацразведки довольно откровенно рассказывает о том, что США давно и привычно вмешиваются в выборы в тех странах, которые они считают входящими в "круг национальных американских интересов". Сам Клэппер в своей книге рассказывает о 81 подобном случае.

Однако это не мешает американцам продолжать возмущаться по поводу каких-то российских манипуляций в соцсетях, хотя это является довольно привычной практикой для ЦРУ.

Последовавший ответ Клэппера прозвучал в лучших традициях американской "гегемономании": "вмешиваясь в выборы в других государствах и даже свергая там правительства, мы действовали в интересах народов этих стран и с традиционным уважением к правам человека".

Конечно, Клэппер не первый, кто откровенно говорит про американское вмешательство в дела других стран. Об этом открыто говорят многие бывшие сотрудники спецслужб США, признавая, что это -  обычная практика для самих американских спецслужб, в которую входит и передача денег чемоданами на поддержку нужных США кандидатов, и скандальные истории, слитые в газеты, чтобы изменить ход выборов,  и памфлеты, стикеры, напечатанные для того, чтобы, к примеру, в Сербии действующая власть потерпела поражение. И этим разведка занималась с первого же дня создания ЦРУ в 1947 году.

Информацию о таких вмешательства США можно найти не только в многочисленных интервью и мемуарах бывших сотрудников американской разведки, но и рассекреченных докладах ЦРУ: передача «крупных сумм денег» нужным политикам, массовые вбросы в иностранную прессу.

И если раньше ЦРУ проводило такие операции тайно, то позднее Госдепартамент стал это делать открыто и не скрываясь. По поводу проделок Госдепа в апреле текущего года с письмом к тогдашнему госсекретарю Тиллерсону обратились шесть влиятельных сенаторов-республиканцев, которые уверены в том, что американское внешнеполитическое ведомство осуществляло вмешательство во внутренние политические процессы иностранных государств, переводя через Агентство по международному развитию (USAID) средства налогоплательщиков якобы на "развитие демократии и гражданского общества".

Сенаторы требовали прояснить, как "расходуются средства американских налогоплательщиков, чтобы остановить деятельность, которая провоцирует политические волнения и подрывает принцип национального суверенитета" иностранных государств.

Не тайна, что при администрации Барака Обамы федеральные средства расходовались Госдепом и Агентством США по международному развитию (USAID) "для поддержки левоцентристских организаций и навязывания политики левого толка суверенным государствам, вне зависимости от их желания проводить самостоятельный курс".

По данным CNN, экс-директор ЦРУ Джон Бреннан, еще находясь в должности, признавал, что администрация Барака Обамы действительно поддержала организацию кровавой "Арабской весны", но неверно просчитала ее последствия.

Да и авторства остальных революций разной степени "бархартности"  власти США уже и не скрывают. В их поддержке и старте уже признавались аффилированные с госдепом США фонды, а то и сами представители внешнеполитического ведомства Америки.

Однако, сколько бы не звучали в США откровения об американском вмешательстве во внутренние дела иностранных государств, чаще всего в них не слышно раскаяния. Напротив,  эти откровения нередко сопровождаются словами "надеемся, что и дальше мы будет действовать таким же образом".

Понятное дело: США,  организовывая перевороты, заказные убийства и прочее, Америка несла в другие страны "свет демократии", поэтому ее действия нельзя сравнивать с действиями России, которая "вмешалась в американские выборы, чтобы подорвать основы демократии".

А это значит, что в вопросе "вмешательства" США никак нельзя ставить в один ряд с Россией - "это как утверждать, что копы и бандиты одинаковы, потому что и у тех, и у других есть оружие. Мотивация имеет значение".

Про "мотивацию" Вашингтона хорошо известно: гегемония и еще раз гегемония. И это прекрасно отражено во всех последних редакциях Стратегии нацбезопасности США.

"Вопрос заключается не в том, должна или нет Америка лидировать. Вопрос состоит в том, как мы должны лидировать", - писал во введении к Стратегии-2015 Барак Обама.

"Весь мир, - пишет во введении к новому документу Дональд Трамп, - возвышается благодаря обновлению Америки и возрождению американского лидерства".

Ясное же дело, что когда вмешивается в дела других государств США - сколько бы ни было убито конкурентов или свергнуто правительств - это "работа копов", а вот если (гипотетически) захочет вмешаться Россия - караул, "бандиты пришли". Как говорится - почувствуйте разницу.

В России, кстати, хорошо помнят, как США, не скрывая своих намерений, открыто вмешались  в российские выборы, когда американские политтехнологи активно помогали в 1996 году раскручивать кандидатуру Бориса Ельцина.

Тогда перевыборной кампанией Бориса Ельцина тайно руководили три американских политических консультанта, которые неоднократно получали непосредственную помощь от администрации Билла Клинтона.

Американцы действительно боялись, что Борис Ельцин может проиграть своему коммунистическому сопернику, в связи с чем президент Билл Клинтон распорядился провести операцию, чтобы помочь г-ну Ельцину. США добились того, чтобы Международный валютный фонд предоставил России кредит в размере 10 миллиардов долларов всего за четыре месяца до дня выборов.

Наивно думать, что после этого США прекратили вмешиваться в политическую жизнь России. К примеру, Национальный фонд поддержки демократии несколько лет назад предоставлял гранты Алексею Навальному в размере в 6,8 миллиона долларов  на различные цели, от "привлечения активистов" до "увеличения степени общественной вовлеченности".  А сколько еще таких вливаний было?


Автор
Редакция