В СМИ появились первые сведения о том, что под «автокефалией» подразумевает Вселенский Патриархат по отношению к Украине и новой «единой Украинской Церкви», которую фанариоты планируют создать на территории этой страны.
Об особенностях нового Устава, который на днях был принят на Синоде Вселенского Патриархата, рассказал политолог, директор Центра Политических Технологий, Алексей Макаркин. По словам эксперта, это будет «автокефалия без патриарха». ТО есть, во главе «единой поместной украинской Церкви» будет стоять митрополит. Впрочем, вопрос титулования здесь отступает на второй план, благо, такой опыт у Поместных Церквей есть. К примеру, в Греции предстоятелем Церкви традиционной является архиепископ, равно как и на Кипре.
Куда важнее административные ограничения, которые согласно Уставу, будет иметь «ЕПУЦ». Во-первых, отказ в самостоятельной канонизации святых. Утверждать канонизацию будет Фанар по специальному обращению синодальной комиссии Украинской Церкви. Стоит напомнить, что сейчас автономная Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) канонизирует своих святых самостоятельно, на основе своего Устава.
Второе ограничение - это право вмешательства Вселенского Патриархата в выборы предстоятеля Украинской Церкви, если с этим «возникнут проблемы». На практике это будет означать непосредственный контроль избрания предстоятеля со стороны Вселенского Патриархата.
На сегодняшний день, предстоятель УПЦ избирается украинским Собором самостоятельно, а впоследствии только утверждается и благословляется в Москве. При этом, кстати, митрополит Онуфрий, нынешний глава УПЦ является постоянным членом Синода РПЦ. А вот насчет нового «украинского митрополита» и участия его в заседаниях Синаксиса Вселенской Церкви, речи, кажется, не идёт. Ну, потому, что ЕПКЦ - это же отдельная, и «автокефальная» Церковь. А архиерей одной Поместной Церкви, да не вмешается во внутренние дела другой Поместной Церкви.
Следующий важный пункт - о церковном суде. В случае, если над тем или иным украинским архиереем прошел церковный суд, и он считает его решения неправомочными, то он будет обращаться в церковный суд Вселенского Патриархата, как финальной апелляционной инстанции.
Сейчас в УПЦ по отношению к Москве существует примерно такая же система, хотя в целом и она более либеральная, и по факту, делает церковный суд УПЦ МП максимально независимым в своих канонических решениях. У тому же УПЦ - это не автокефальная, а самоуправляемая Церковь с правом широкой автономии. То есть, вообще, обладающая отдельным каноническим статусом. Кстати, зафиксировано это и в Уставе РПЦ, где в 2017 году тезисы о положении УПЦ были внесены в отдельную главу.
Фактически, то что планирует Вселенский Патриархат на Украине не является автокефалией. Ну, то есть, если на двери морга написать ЗАГС, то от этого моргом он быть не перестанет. Примерно то же самое и с ЕПУЦ. Фанар попросту пытается создать на Украине свой, абсолютно зависящий от него экзархат. Или некую церковную структуру с крайне урезанной автономией.
И автономия эта тоже выглядит любопытно в контексте термина «автокефалия». По сути, когда будет выгодно, например, в случае каких-то скандалов и прочих проблем, фанариоты будут абстрагироваться от этих кризисов новой «Украинской Церкви», пеняя на её «независимый» статус. Она ж теперь отдельная и поместная Церковь. При чем тут Константинополь?
Но когда нужно будет жестко отрегулировать процессы в новосозданном образовании на Украине, слово «автокефалия» будет забыто потому, что в Уставе прописаны четкие рычаги непосредственного управления этой «автокефалией» Константинополем. Вот уж воистину, «грека обманет только чёрт».
При этом, при таких положениях в Уставе, если Вселенский Патриарх решит отозвать томос, как тут недавно произошло с Экзархатом Русских Церквей в Европе, то сделать это будет ещё легче и проще. Экзархат, кстати, еще сопротивляется, и проводит свой Собор по данному вопросу. А вот ЕПУЦ можно будет просто осудить Вселенским Церковным Судом, всем скопом, и по факту, вывести из границ канонического общения. Хотя, сейчас словосочетания «каноническое общение» и «Вселенский Патриархат» в одном предложении все больше похожи на оксюморон.
Интересно, кстати, и то, как воспримут украинские деятели от церковной независимости вести о таком Уставе. Потому, что эти меры разрушают всякие намеки именно на независимость, самодостаточность и самоуправляемость чаемой ими «независимой, национальной церкви». И да, стоит повториться, сейчас у УПЦ МП в статусе автономии куда больше реальной независимости, чем предполагает этот новый «стамбульский устав».