Российские политтехнологи высказали мнение, какие именно инструменты используются на выборах и что будет формировать "новую реальность" в ближайшем будущем
Комитет по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) пришел к выводу, что при росте антиэлитных настроений резко растет влияние социальных платформ. При этом самой весомой площадкой для агитации становится Telegram.
Такие выводы содержит доклад «Инструменты избирательной кампании: наступила ли новая политическая реальность?» Опросы показали, что 83% респондентов считают свершившимся фактом наступление в России новой политической реальности с характерным ростом антиистеблишментных настроений.
И хотя в телеграме уже появились скептики, пишущие "Переводим на человеческий: "политтехнологи РАСО" наклепали своих каналов, которые читают полторы калеки, и теперь хотят выдавать освоение бюджетов за агитацию", другие эксперты уверены - именно этот факт оказывает главное влияние на выборы.
Впрочем, до сих пор основным инструментом предвыборных кампаний все равно остаются элитные договоренности. Отметим, что пару лет назад соцсети находились на последнем месте по влиятельности среди политтехнологов. Но сегодня они обошли такие признанные инструменты как полевая кампания «от двери к двери», медийные движения, наружная реклама и прямая реклама в СМИ.
При этом немаловажным фатором успеха или его отсутствия является сработанность команды и коммуникативные умения кандидатов, которые оказываются важнее финансовых ресурсов и доступа к СМИ.
Неудивительно, что в условиях антиэлитных настроений падает значимость админресурса, поддержки со стороны ВИП-персон и партийного ресурса. На первом месте сегодня находится Telegram, потом были названы «ВКонтакте», YouTube, Instagram, «Одноклассники», WhatsАpp, и Facebook.
Напомним, в 2017 году ФСБ потребовала у Telegram ключи шифрования для доступа к переписке пользователей. Владельцы мессенджера не пошли на сотрудничество с органами, сославшись на технические параметры. Позже по решению суда Роскомнадзор пытался заблокировать работу мессенджера в России, что повлияло на его имидж "борца с властью".
Политтехнологи также используют работу с группами и блогерами в соцсетях (68% опрошенных), мобильные приложения (27%), опросы агитационной сетью при помощи планшетов (22%).
Как пояснил председатель комитета по политтехнологиям РАСО и президент «Минченко консалтинг» Евгений Минченко в настоящее время в обществе существует запрос на «новую искренность», сопереживание и совпадение по эмоции. Подобные настроения означают конец «крымского консенсуса» и проблемы для партии власти.
А политолог Андрей Колядин подчеркнул, что в разных регионах политтехнологи используют разные инструменты воздействия на общество. По его словам, во Владивостоке радио слушают наравне с телевидением, а в Приморье наибольшим доверием пользуются районные газеты». Влияет и принадлежность к социальным группам - бюджетники с высшим образованием активно получают информацию из групп WhatsАpp, в то время как сельчане любят "полевые" встречи.
Со своей стороны, политтехнолог Вячеслав Смирнов согласен с влиятельностью Telegram-каналов, но считает 70% материалов "коммерческим размещением". По сути, все соцсети стали эффективным каналом распространения слухов, заявил эксперт. Тот же Telegram очень часто используется для сведения счетов в медиапространстве, подытожил аналитик.