Готовы ли россияне восстать против власти и реформ?

Фонд «Общественное мнение» провел очередной опрос по поводу политической активности россиян в результате которого выяснилось, что протестные настроения в обществе продолжают стабильно расти.

В частности, по данным ФОМ, 46% респондентов отметили общий рост «политической тревожности» в среде своих друзей и близких, 26% россиян указали, что готовы принять участие в акциях протеста. Также 10% пройдут на митинг против власти, 9% опрошенных будут высказываться против власти, но на протестные мероприятия не пойдут.

На первый взгляд это не такие уж и значительные цифры, однако, это уже не пресловутые 14% протестных голосов характерные для последних лет, особенно начиная с 2014 года.

При этом есть и иные тревожные цифры от того же ФОМа. К примеру, в феврале 27% россиян назвали свое материальное положение плохим, 21% при этом спрогнозировали, что их материальное положение ухудшится в ближайший год. И эти цифры в перспективе также несут в себе определенную политическую угрозу. Дело в том, что в том же феврале АНО «Институт региональной экспертизы» также провел масштабный опрос и составил рейтинг протестной активности. И внезапно оказалось, что в ТОПе протестных тем, в рамках которых граждане готовы выходить на улицы и протестовать, тема мусора и ТБО, тема «асоциальной политики правительства» и «пенсионная реформа». То есть именно тот спектр тем, который касается не «большой политики» непосредственно, а именно социальных факторов.

Кстати, все чаще, и уже в течение более чем года, эксперты и публицисты все более упирают на то, что «государство расторгло общественный договор» с российским социумом.

Подтверждаются эти тревожные тенденции и выкладками вполне официальных ведомств. Например, Росстат в конце прошлого года опубликовал доклад, в котором практически прямо заявлено, что россияне с каждым годом становятся всё беднее, и, более того, деградируют от бедности.

При этом, дополнительным фактором социальной напряженности являются многочисленные и откровенно неуместные высказывания чиновников самого разного уровня. Здесь и ставшая уже легендарной Ольга Глацких, с её «государство не просило вас рожать», и Наталья Соколова с её «макарошки всегда стоят одинаково» и рекомендациями как прожить на прожиточный минимум. Высказывания эти постоянно воспроизводятся чиновниками различных уровней с пугающей интенсивностью: к примеру, относительно недавно депутат, член партии «Единая Россия» Гасан Набиев заявил, что маленькие пенсии получают в России только «тунеядцы и алкаши». Его, конечно, исключили из партии и из регионального парламента. Но осадок от всех этих слов остается и крепко оседает в головах российских обывателей.

И все эти факторы, социальные и психологические складываются в весьма неприглядную картину. К примеру, в ту, что невзирая на все директивы Владимира Путина, правительство ведет асоциальную политику, ну, или как минимум, абсолютно неадекватно расценивает экономическое положение граждан страны.

При этом сами политики и чиновники в публичном пространстве выглядят, как люди, окончательно оторванные от объективной реальности, от практической жизни обычных российских граждан.

Более того, последние реформы, пенсионная, повышение НДС, повышение цен на топливо воспринимаются россиянами, как откровенное и сознательное вредительство. А дополнительным фактором служит колоссальное социальное расслоение россиян на богатых и бедных. Фактически, это социальная пропасть.

Пока процент готовых открыто протестовать не катастрофично высок. Но как показывают опросы ФОМ, этот процент стабильно растёт. Здесь еще очень важен вопрос, а что будет с этими настроениями, когда окажется, что акции протеста не работают и не оказывают никакого эффекта, а то и просто жестко подавляются?

Потому, что за все эти годы чиновники и политики самого разного уровня в России так и не научились адекватному диалогу с обществом. Говорить с народом у нас умеет, кажется, только Владимир Путин. Но проблема в том, что только он один.

А вот остальные представители власти предпочитают либо не замечать массовых политических и социальных протестных акций, либо давать команду на их силовое подавление. Что, в общем, тоже не способствует росту общественной любви и уважения к государственной системе в целом.

 


Автор
Редакция