Итоговая версия Союзного государства России и Белоруссии будет такой, какой ее видит Россия. В том виде, в котором этот проект существует сейчас, он не устраивает обе стороны.
Эксперты считают, что российские и белорусские политики сегодня упускают из вида главное - необходимость трансформации проекта. Разумеется, Россия долго спокойно относилась к стагнации идеи Союзного государства с РБ, но с учетом ситуации на Украине и стартовавшей в 2014 года грубой украинизации белорусской внутренней политики, занялась и этим вопросом.
Нужно отметить, что рост агрессивного национализма в Белоруссии стал катализатором процесса. Кремль назначил Михаила Бабича новым послом в соседней стране. При этом Бабич одновременно получил от Владимира Путина статус спецпредставителя президента России в республике.
Сразу после назначения Бабич развернул активную работу, начал ездить по стране и встречаться с представителями власти, гражданского общества, а также руководителями белорусской оппозиции. Что, в общем, было логичным - при том, что более 80% граждан и элиты страны за Союз с Россией, а никаких союзных партий и общественных организаций в РБ не было.
Эта смена формата взаимодействий понятна - Союзное государство в нынешнем виде не устраивает Москву, которая вложила немало средств и сил в проект, а отдачи не получила практически никакой. Так что трансформация проекта неизбежна, поскольку Россия была в экономическом и геополитическом плане основным спонсором почти 20 лет.
Если договориться с руководством РБ сейчас не удастся, то процесс можно заморозить, считают эксперты, но его нельзя остановить, потому что он носит объективных экономический, политический и исторический характер.
В этой связи любопытно интервью посла Белоруссии в России Владимира Семашко, опубликованное в "Российской газете". В нем он честно озвучил, что РБ требовались рынки для сбыта продукции и источники энергии. Белоруссия всё это получила. Но что экономически получила Россия? По сути, дотируемую за свой собственный счет территорию, которая принимает это как должное, и имеет ряд претензий к собственному спонсору.
Напомним, Белоруссия неоднократно высказывала недовольство "налоговым маневром", который, с ее точки зрения, является нарушением Договора о Евразийском экономическом союзе. Для страны также проблематичны продвижение мясо-молочной и другой продовольственной продукции на российский рынок. Также в РБ отмечают трудности с поставками техники в Россию.
По сути, позиция официального Минска по налоговому маневру со ссылкой на "не ухудшение условий по сравнению с неким более ранним периодом" несколько наивна, так как не учитывает реалии рынка. В мире сокращается количество природных ресурсов, поэтому они дорожают, это объективный процесс.
Что касается продвижения мясо-молочной продукции, то это процесс как минимум взаимный. Семашко отмечает, что в РБ хотят "равных условий для субъектов хозяйствования". Но тогда надо обсуждать не только минские вопросы, но и те вопросы, которые есть у России.
Именно поэтому Бабич начал работу по развитию проекта Союзного государства. В итоге Минск окажется перед очень простой альтернативой: либо проект будет учитывать и интересы РФ, либо его не будет. Как и не будет дешевого газа, дешевой нефти и российского рынка сбыта для белорусской товарной массы. Пересмотр параметров проекта должен быть осуществлен с учетом пожеланий обеих сторон.