Последние опросы социологов "Левада-центра" показали, что каждый четвертый россиянин не исключает возможности массовых протестов населения и участия в них.
Исследование показало, что россияне ждут проведения митингов или забастовок с политическими требованиями.
На сегодняшний день, 26% респондентов полагают возможным массовое выступление населения в их городе или сельском районе против падения уровня жизни.
Отметим, что 27% респондентов высказали готовность лично принять участие в этих акциях. 69% опрошенных считают подобные акции маловероятными, и не хотят выходить с протестами.
Таким образом, за акции с политическими требованиями высказались 24% россиян, готовность принять в них участие выразили 22%. Но, по большому счету, 71% опрошенных считают политические митинги или забастовки маловероятными.
По данным "Левада-центра", почти 87% участников опроса отметили отсутствие их городе или районе протестных акций или пикетов. В том же Екатеринбурге против строительства храма слышали всего 42% респондентов, еще 17% внимательно следили за развитием событий.
Что касается протестов в Архангельске против строительства полигона Шиес, то об этом были к курсе всего 8% россиян, еще 27% что-то слышали об этом, 65% - впервые узнали в ходе опроса.
Также о повышении интереса к протестам писали и в телеграм-канале "неДума". Опрос, проведенный авторами канала, назывался так: "Если в России начнется восстание - что могло бы стать его причиной?". Основной версией стало, разумеется, противостояние народа и чиновников ( 30% голосов).
Об этом свидетельствуют и реакции россиян на высказывания депутатов о том, что "государство не просило вас рожать", и по поводу "макарошек" и много всего остального. Но 21% голосов набрал вариант "народ не восстанет". По сути, определённая часть общества все же считает, что революционный сценарий - это не выход, особенно с Майданом перед глазами.
15% голосов заявили, что протестовать станут "обыватели из-за беспросветной бедности", так как население страны видит доходы чиновников, признаки весьма существенного материального достатка у этой группы людей. А вот себя граждане ощущают если и не нищими, то весьма небогатыми. Свою роль играют и повышение НДС, цены на топливо, и, конечно же, пенсионная реформа.
В общем, этот ответ, он про социальное неравенство, о котором, кстати, постоянно говорит президент России, Владимир Путин, и о том, что несмотря на слова первого лица страны, это неравенство продолжает расти.
О "провокациях оппозиции" заявили 8%, участвовавших в опросе. Но оппозиция и её провокации - это в общем, вечная тема. 4% подтвердили вариант "Глубинная Россия против богатых столиц"
И по 2% набрали варианты с мигрантами, должниками и таксистами, которые могут устроить «автомайдан». Впрочем, судя по процентам, эти варианты серьёзно особо никто не рассматривает. Соответственно, напрашивается вывод о том, что в России революции и восстания начинаются именно при наличии социально-политической подоплёки. А этого добра сейчас в обществе предостаточно.
Кстати, насчет президента. Ранее опросы ВЦИОМа продемонстрировали падение уровня доверия к Владимиру Путину до тринадцатилетнего минимума - 30,5%. После этого социологи изменили методику оценки. Теперь россиянам предлагается назвать имя политика, которому они доверяют. Респондента также просили высказать о доверии действующему главе государства или нет.
По этому поводу декан юридического факультета Северо-западного института управления РАНХиГС, президент фонда «Республика» Сергей Цыпляев пояснил, что такое изменение подхода точно не является личной инициативой сотрудников ВЦИОМа. Он отметил, что такое показатели - "это условный «харакири" и подрыв доверия к самой социологической службе, но не реагировать на звонки из условного Кремля ВЦИОМ не может, ибо останется либо без финансирования, либо без должности.
Со своей стороны, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований Высшей школы экономики Григорий Юдин добавил, что ВЦИОМ публикует не все цифры, которыми обладает, а только те, которые могут повлиять на общественное мнение. То есть цифры, которые могут поддержать легитимность самих политиков или принимаемых ими решений. А всего спектра ситуации россияне могут никогда и не узнать.
А политолог Дмитрий Орешкин добавил, что Кремль использует не только данные ВЦИОМ. К примеру, исследования общественного мнения проводили в ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации), чьи функции сегодня выполняет одно из управлений ФСБ.
Именно там и могут иметь место манипуляции с цифрами, отметил эксперт. Сотрудники любой структуры могут "рисовать" итоговые цифры тех или иных опросов, поэтому вместе с ВЦИОМ данные замеряют и независимые источники, такие как "Левада-Центр".
Скорее всего, Кремль оказался недоволен первыми результатами опроса ВЦИОМа, поэтому социологам пришлось менять методику, но смысла в этом нет. Это все равно что с завтрашнего дня начать измерять температуру в России не в градусах Цельсия, а по Фаренгейту, подытожил Орешкин.