Cоциологи "Левада-Центра" пришли к выводу, что протестная активность россиян особенно не растет. Показатели остаются примерно одинаковыми уже полгода, но некоторые нюансы есть.
По данным последних иссследований, в феврале этого года поучаствовать в "массовых выступлениях протеста" были готовы 26%, сейчас - 27%. К примеру, 59% опрошенных как минимум слышали о выступлениях против строительства храма на месте парка в Екатеринбурге. Протесты в Архангельске известны 35%, а для 26% не новость протесты в Ингушетии. При этом готовность принять участие в протестах выше средней: 39% против 27% среди всех опрошенных.
В телеграм-канале "Daily Storm" по этому поводу писали, что 27% россиян готовы выйти на уличные акции протеста против падения уровня жизни. При этом 69% опрошенных считают подобные акции маловероятными, столько же респондентов не намерены в них участвовать.
Практически такие же результаты показали опросы о политических протестах: возможность их проведения допустили 24% россиян, готовность принять участие - 22%, большинство (71%) считают митинги или забастовки маловероятными и три четверти сограждан (74% ) не намерены в них участвовать".
Фактически, замерить протестную активность россиян довольно сложно, так как не очевидно, чем ее определять. В свое время имел место прорыв информационной блокады, а участие в протестах перестало считаться маргинальным. Но власть прекрасно умеет посредством телевидения вытеснять на обочину оппозиционных политиков. Их мнение подается таким образом, чтобы у зрителя складывалось ощущение, что власть критикуют в лучшем случае несерьезные люди, а в худшем - злоумышленники.
В связи с этим можно сказать, что телевидение успешно работает на власть. Но с самим движением снизу оно справиться не может, так как у народных протестов нет ни политической окраски, ни политического двигателя. Речь шла - и по большей части по-прежнему идет - о социальном недовольстве.
Как бороться с этим, чиновники пока не знают. В условиях лишенного центра протеста среднего класса, который, возмущаясь, отстаивает свое право на участие в принятии значимых решений, ситуация остается подвешенной.
Последние результаты опроса "Левада-Центра" показали, что россияне осознают свое право, не боятся и даже чувствуют необходимость выйти на улицу. Достаточно легко отождествить себя с "простыми гражданами" в ситуации, когда никакого выраженного политического центра у протеста нет.
Отсюда напрашивается вывод, что телевидение как инструмент антиоппозиционной пропаганды является вчерашним днем. Власти необходимо, чтобы и всю актуальную социально-политическую информацию граждане получали из телевизора. Но этим дело явно ограничиваться не будет, и как развернутся события - вопрос открытый.