Второй этап губернаторской кампании 2019 года увенчался тем, что власти устранили почти всех сильных соперников действующих губернаторов. Об этом заявили как минимум три человека, близких к администрации президента.
Выяснилось, что с депутатом-справороссом Валерием Гартунгом договорились, что он не будет выдвигаться в Челябинской области против врио губернатора Алексея Текслера. Причем Гартунг включен Текслером в тройку кандидатов в Совет Федерации, отметил источник. В отношении эсеров также велись переговоры и о неучастии в астраханских выборах депутата Госдумы Олега Шеина. В итоге руководство партии не согласовало его выдвижение, и Шеин пошел самовыдвиженецем, что автоматически делает его неспособным собрать нужное число подписей, уверены собеседники.
Как писали в телеграм-канале "Субъект", астраханский оппозиционер Олег Шеин идет к разрыву со своей партией. Его кандидатуру "федеральная СР не согласовала, местные эсеры поддержали, а он пошел на выборы сам по себе. Никто ничего не понял, а товарищи по партии взбунтовались.
Теперь понятно, что никакого сплоченного фронта соратников за Шеиным нет. Они - его политические соперники. Москва увидела, что политический вес Шеина оказался дутым, играть этой картой он уже не сможет. Следом уже начинают всплывать истории с финансовыми махинациями и политические "договорные матчи".
Сигналы из региона:
- с подписями избирателей дела идут не очень, поэтому муниципальный фильтр честным путем он пройти не сможет
- в конце июля станет известно, что Шеина не зарегистрируют как официального кандидата. Партия после каминг-аута пристально смотрит. И скорее всего уже задумалась о его исключении".
Та же ЛДПР не будет выставлять кандидатов в Забайкалье и Оренбургской области, а это регионы с высокой поддержкой ( в 2016 партия получила на выборах в Госдуму 26,4 и 22,7% голосов соответственно). Некоторые регионы не стали выдвигать сильных политиков - в Волгограде, к примеру, партия не выдвинула Игоря Торощина, который в последние два месяца активно критиковал в Думе губернатора Андрея Бочарова.
Проблемными для Кремля являются Астрахань, Вологда, Алтай, и Санкт-Петербург, который находится «на особом положении», при том что там к выборам не допустили ни одного сильного соперника врио губернатора Александра Беглова. По данным источников из администрации, в Астрахани основные сложности связаны с тем, что кампания врио губернатора Игоря Бабушкина стартовала буквально на днях.
А в Вологде у губернатора Олега Кувшинникова низкие рейтинги и сильный соперник - лидер КПРФ в областном парламенте Александр Морозов, которого не допустить нельзя, поскольку у него есть нужные подписи. Но в случае допуска Кувшинников может ему проиграть, и власти этого не хотят.
Аналогичная проблема на Алтае, где нужно учитывать интересы коренного населения, а они «не очень совместимы с деятельностью Олега Хорохордина. Регион хочет этнического кандидата, дело осложняется и выборами в парламент республики. Шероховатости могут быть на Сахалине, где против врио губернатора Валерия Лимаренко выдвигается коммунист Алексей Корниенко.
Тот же Волгоград может принять другого кандидата от ЛДПР , поясняет зампред Госдумы Игорь Лебедев. А в Забайкалье ЛДПР "оказывает поддержку врио губернатора" без договоренности с Кремлем. Со своей стороны, Гартунг на вопрос о договоренностях с администрациейпояснил, что действует "только в интересах избирателей".
В этой связи политолог Александр Пожалов заявил, что у Кремля есть несколько вариантов: допустить выдвижение кандидатов, из которых реально могут выйти приличные губернаторы, либо добиваться победы кандидата от власти в первом туре. Власть пока пользуется вторым сценарием. ПОэтому число отказов в регистрации кандидатам возрастет, резюмирует Пожалов.
Эксперт Александр Кынев добавил, что на Сахалине и Алтае, а также в Петербурге власти придется сложнее всего, но с учетом тренда на падение доверия проблемы могут быть и в других регионах. Поэтому дело тут не "в сильных конкурентах, а в протестном голосовании", подытожил политолог. И с этим Кремлю придется считаться.