Россияне этим летом имели представление о протестах в Москве и были в курсе происходящего. Но протестная активность в столице не уйдет автоматом в регионы.
Об этом свидетельствуют данные социологов Левада-центра. Последний опрос показал, что об уличных акциях против недопуска оппозиционеров к выборам в Мосгордуму слышали две трети россиян, почти столько же не верят, что «вмешательство Запада» вообще имело место в этом случае.
Выяснилось, что 45% респондентов сделали вывод о страхе чиновников перед конкуренцией с независимыми политиками, 30% считают, что виноваты сами оппозиционеры, не сумевшие собрать подписи.
Про возможное вмешательство Запада все-таки заявили 26% опрошенных, при этом 32% полагают, что эти обвинения - лишь попытка очернить участников протестов. А еще 26% полагают, что даже если вмешательство и было, то вряд ли на что-то повлияло.
Что касается истоников информации, то 55% россиян узнали о протестах в Москве из новостей федеральных каналов. Интернет использовали 28%, а соцсети - 23%. Число тех, кто положительно и отрицательно относится к акциям, почти одинаковое - 23 и 25% соответственно. Полное безразличие задекларировали 45% .
Рассуждая о причинах, побудивших людей выйти на улицу, респонденты называют недовольство положением дел в стране (41%). Более 40% высказавшихся мнение считают, что силовики при задержании протестующих необоснованно применяли силу, а 32% называют действия ОМОНа адекватными.
Социологи отмечают, что протестные настроения в целом к концу лета выросли. Сегодня этот показатель составляет 34%. При этом о готовности в них участвовать говорят по-прежнему 27%. Возможность протестов с политическими требованиями допускают 30% россиян, участвовать в них готовы 20%.
Как пояснил директор «Левада-центра» Лев Гудков, протесты вызваны ситуацией в стране. Даже те, кто одобряет деятельность президента Путина, часто не считают причиной протестов вмешательство Запада. По сути, пропаганда в этом вопросе окончательно перестала работать.
Де-факто, в России наблюдается тенденция к росту раздражения властями, поясняет социолог. Но московские протесты не будут иметь сильного эффекта на регионы, за ними внимательно следили лишь 16% россиян, отмечает Гудков. Ничего ужасного в Москве не произошло, чтобы стать триггером для усиления поддержки оппозиции.
Со своей стороны, руководитель ИСЭПИ Дмитрий Бадовский добавил, что "протестные настроения выросли в прошлом году в ходе пенсионной реформы, сейчас они ниже, но остаются довольно высокими на фоне негативного социально-экономического фона".
Таким образом, причинами протеста в Москве стали в основном экономические причины. Максимум, что в жтой связи могут показать регионы - это протестная активность в виде голосования. Это даже к лучшему, когда протестные настроения реализуются не через уличную политику, а именно на выборах, считает Бадовский.
Политолог Николай Петров добавил, что россияне не испугались применения силы для разгона митингующих, в том числе потому, что протестные настроения в обществе крепчают. А на выборах отследить, кто и как голосует, вообще невозможно. «Однако люди в целом недовольны властью, они видят махинации на выборах, поэтому есть вероятность, что 8 сентября будет ряд сюрпризов», подытожил аналитик.