Украинская власть пока окончательно не решила,что необходимо сделать с законом «Об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Пока идет подготовка к встрече лидеров «нормандской четверки».
Закон был принят в сентябре 2014 года сроком на три года, а затем дважды продлевала на год. На сегодняшний день закон будет действовать до конца 2019 года, но уже очевидно,что нужно что-то другое.
Киев считает, что российский президент Владимир Путин озвучил основные положения требуемого документа 8 сентября во время беседы с президентом Франции Эмманюэлем Макроном.
По данным пресс-службы Кремля, акцент делался на необходимости выполнения договоренностей, достигнутых в ходе предыдущих встреч на высшем уровне в Париже и Берлине в 2015 и 2016 годах. В них входят разведение сил и средств на согласованных участках линии соприкосновения и закрепление в письменном виде «формулы Штайнмайера».
В свое время представители команды Порошенко утверждали, что немецкий министр не имел отношения к этому плану и что документа официально вообще как бы и нет.
Позже украинские власти признали,что сторонам необходимо поэтапное урегулирование.Начинать нужно с принятия Верховной радой закона об особых правилах проведения местных выборов в Донбассе. После этого необходимо проведение выборов под контролем ОБСЕ и как только будет обнародован отчет об итогах местных выборов в Донбассе, вступает в силу украинский закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
Далее Верховная рада должна была внести поправки в Конституцию, предоставив Донбассу особый статус. Данный вариант закона предполагал максимальное расширение полномочий местной власти в неподконтрольных Киеву районах Донбасса.
Закон появился в сентябре 2014 года после подписания Минских соглашений. Тогда парламент обещал местным органам власти широкие полномочия, но при одном условии - выборы в местные советы должны были состояться в начале декабря 2014 года по украинскому законодательству.
ДНР и ЛНР в ноябре 2014 года провели выборы глав и парламентов республик. Киев выборы не признал, после чего боевые действия вспыхнули с новой силой. В феврале 2015 года был подписан Комплекс мер по выполнению Минских соглашений (Минск-2), а президент высказал условия действия закона - прекращение огня, отвод войск, обеспечение режима полной безопасности, возвращение Украине контроля над довоенной территорией Донбасса.
Суть предложения заключалась в том,что местная власть в регионе получит широкие полномочия только после того, как ДНР/ЛНР вообще исчезнут. Понятно,что в Донецке и Луганске эти условия не приняли. В итоге закон так и не заработал.
Ужев 2018 году член фракции «Блока Петра Порошенко» Александр Бригинец говорил о пролонгации в ключе того, что закон позволяет Западу сохранять антироссийские санкции. В целом, ситация заморожена еще четыре года назад, в связи с чем ни о миротворцах, ни о реалистичном плане урегулирования говорить не приходилось.
Возможно, теперь в ходе встречи лидеров «нормандской четверки»получится о чем-то договориться. Киев, как сообщается, готов к разговору в «нормандском формате». Но значит ли это, что украинская власть приняла российские условия или готова их обсуждать?
Как напомнил глава Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, ранее Владимир Зеленский неоднократно заявлял "о неприемлемости признания сепаратистских республик" . Не исключен срыв встречи, поскольку российский президент «обозначил позиции, такие как амнистия боевикам, официальное подтверждение «формулы Штайнмайера» и переговоры Киева с Донецком и Луганском" .
Это самый особый статус зависит от итога переговоров в нормандском формате, считают эксперты. Аналитик Олег Жданов считает, что «единственное, что сейчас может предложить Путину Зеленский, - суверенитет неподконтрольных территорий. И этот суверенитет для Путина - в особом статусе Донбасса и законе об амнистии для боевиков». С учетом того,что Зеленский имеет свое большинство в парламенте, этот путь может оказаться реализуемым.