В последние несколько месяцев в очередной раз в медиа заходит речь о том, а что будет, если война? Футурологи и политологи, как в США, так и в России рассуждают и о ядерном, и о локальном военном противостоянии между нами и Западом. Оценки здесь самые разные, вплоть до того, что и после Третьей Мировой с ядерным оружием, есть шансы, что кто-то да выживет. Однако, всё это больше похоже даже не на прогнозирование, а на научную фантастику.
Куда реалистичнее выглядят в этом смысле предположения о будущем «санкционной войны», которая идет уже несколько лет и, кажется, не собирается прекращаться. Сейчас одной из самых больших угроз для России на этом поле выглядит отключение от цифровых платежей системы SWIFT, а также «блэкаут» интернета. Ну, то есть, выключение российского сегмента Сети из мировой паутины.
Последнее, впрочем, кажется весьма сомнительным. К тому же, в этом случае всегда можно дать команду «выпускайте Жарова». Благо, у главы Роскомнадзора в его попытках «закрыть» Телеграм получилось «положить» целые массивы Сети.
Впрочем, актуальный вопрос остается - чем мы вообще можем ответить на более жёсткие санкции, если США и коллективный Запад начнет блокировать по каким-то критериям всю страну.
Первое, что приходит на ум - это углеводороды. Нефть и газ. Все последние годы в определенных кругах ходят разговоры о том, что «Российская экономика сидит на нефтяной игле». Может быть, оно и так. Но только очень многие развитие европейские страны сидят на этой российской игле куда плотнее и глубже, чем Россия.
Как минимум, в этом уверен ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, который прогнозируя последствия отключения газа для стран Запада предрекает глобальный кризис: «будет всемирный кризис экономический. И распад экономики Европы». Правда, это, естественно, ударит и по России, но с куда меньшими последствиями. Всё же5 нефть и газ у нас свои. И их много. А вот кто-то начнет не только мерзнуть, но и испытывать острый дефицит промышленных мощностей.
Впрочем, не только нефтью и газом мы можем устроить миру глобальную встряску. Титаном, например, тоже очень даже можем. И некоторыми авиационными технологиями, аналогов которым нет. Эффект правда, по мнению экспертов, здесь будет несколько ниже и болезненнее для нас, чем для «потенциальных противников», но тоже будет.
Еще есть, конечно, космос. Сотрудничество по этой линии «западные партнеры» не прекращают с нами невзирая ни на какие санкции. От нас дешевле, проще и надежнее запускать космонавтов на МКС. И в этом отношении, кстати, в очередной раз хочется заметить, что России жизненно необходимо развивать космические программы, как и цифровая сфера - это стратегически важная отрасль для страны на поколения вперёд.
Тем более, что и США, и Китай, да и другие крупные игроки, как минимум, на уровне деклараций, космос своим вниманием не оставляют и вообще собираются покорять Луну. Но и сейчас очень многое в глобальной комической сфере завязано именно на Россию, и здесь у нас есть существенные рычаги влияния.
Кстати, если спуститься из космоса несколько ниже, то еще одним ответным шагом может быть «закрытое небо». Закрытое для перелетов иностранных авиакомпаний. Это существенно удорожит ряд рейсов. А если присовокупить сюда пресловутый «закрытый вентиль», то это может очень сильно ударить по мировому рынку гражданской авиации.
Правда, и здесь тоже это ударит и по нашей экономике, и довольно существенно. Но, с другой стороны, мы же говорим о ситуации, когда в войне санкций раздадутся «последние аргументы» и само и противостояние выйдет на уровень «сгорел сарай, гори и хата».
И в этом отношении, конечно, Россия может отличиться и поставками наступательных, а не только оборонительных вооружений интересным государствам вроде Ирана, Сирии, Северной Кореи и многих-многих других.
Здесь важно понимать, что эффект от таких поставок будет не столько военный, сколько политический. Это станет укреплением суверенитета ряда государств, и фактором сдерживания для тех, кто очень любит куда-нибудь вторгаться, чтобы принести туда «мир и демократию». Хотя с другой стороны - есть в таком шаге и опасность инициирования бесконтрольного хаоса локальных, но очень кровопролитных конфликтов. А Россия на глобальном уровне все же за порядок и следование международному праву и договоренностям.
Но если иного выхода не будет, то...
Это, кстати, неполный и слишком очевидный список, поскольку, как правило наша страна на санкции и давление отвечает ассиметрично. То есть точечно, но болезненно для оппонентов и с самой неожиданной стороны. Поэтому, думается, планы на самый крайний санкционный случай в государстве имеются. Правда, скажем прямо, реализации этих планов очень бы не хотелось. Но это уже зависит не от России, а от все более нетривиальных инициатив по санкциям наших западных партнеров.