Российские власти постепенно прорабатывают структуру системы новой накопительной пенсии. Теперь все прорехи в ее функционировании будут лататься с помощью бюджетных средств.
Эксперты отмечают, что повышение пенсионного возраста не привело к увеличению коэффициента замещения пенсией утраченного заработка. Но власти все равно перешли к внедрению новой накопительной пенсионной системы. При этом чиновники признают, что участвовать в этой системе в случае добровольности согласятся немногие. Поэтому государство будет страховать само себя переливанием средств из бюджета.
Минфин и Центробанк в свою очередь принялирешение пользоваться термином гарантированный пенсионный «план» (ГПП). По данным ведомств, участик в системе будет добровольным, а пенсионные взносы работников в размере не более 6% от зарплаты освободят от налога на доходы физических лиц.
Работодателям предоставят различные льготы в случае, если те будут софинансировать взносы сотрудников, а также если их сотрудники решат отчислять в ГПП даже больше, чем 6% от зарплаты.
Эту пенсию граждане смогут получить после наступления пенсионного возраста или через 30 лет после начала накоплений. Но аналитики прогнозируют, что участие в новой системе вряд ли будет массовым.
Как напоминает первый заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов, «говорить, что эта система кардинально изменит количество участников, невозможно... Опыт софинансирования показал, что подписалось менее миллиона человек, при том что государство давало 50% на 50%».
«Практика увеличения пенсии за счет личных накоплений в мире довольно распространена. Другое дело, насколько своевременно ее введение у нас, - обращала внимание спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. - На мой взгляд, сейчас значительная часть населения имеет доходы, из которых им просто нечего выделять на увеличение пенсионного обеспечения в будущем».
Можно сделать вывод, что успешность программы сегодня под вопросом, поскольку ни повышение пенсионного возраста, ни внедрение ГПП не приведут к существенному увеличению пенсий, если сравнивать их размер со средней по стране зарплатой.
Стоит добавить,что в условиях, когда коэффициент замещения пенсией утраченного заработка в России даже снижается, рассчитывать особо становится на на что. «Еще в начале 2016 года средняя пенсия составляла чуть более 35% от средней зарплаты, сейчас чуть выше 30%, а к концу года будет ниже 30%», - прогнозирует директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов (ранее работал в Минэкономразвития).
Не так давно глава Минфина Антон Силуанов заявил, что «перед нами стоит задача добиться коэффициента замещения на уровне 40% от зарплаты». Что характерно, положение пенсионеров существенно не изменится,затоработающим россиянам отсрочили выход на пенсию и предложили отчислять еще больше взносов.
Само государство в этой ситуации фактически займется переливанием средств из бюджета финансовым посредникам, продолдая при этом собирать налоги и взносы с основной массы населения и храня их в Фонде национального благосостояния, который никакого отношения к пенсионной системе не имеет.
Так что бессмысленно ждать чего-то приницпиально нового, кроме индексации пенсий. Что характерно, в новой системе посредник в виде НПФа, может, и не нужен. Многие эксперты предполагают,что можно было бы рассмотреть схему сохранения дополнительных пенсионных накоплений через банки. Но это крайне маловероятно увидеть реализованным в ближайшее время. А пенсии людям нужны уже сейчас.