Новая реальность внесла коррективы в подготовку Кремля к новому федеральному циклу. Россияне будут голосовать против чисто из принципа. Виной тому пенсионная реформа и украинские выборы президента.
Очередные изменения стартуют в 2021 году думскими выборами и закончатся президентскими в 2024 году. Но властям теперь нужно учитывать тот факт, что место «посткрымского консенсуса» заняло протестное голосование «за любого, кроме действующего начальника».
К тому же, перед глазами пример нарушения всех заповедей «правильного» голосования по-российски. Украинцы выбрали Владимира Зеленского, человека не из системы вообще. Сосели дали карт-бланш носителю образа простого человека, бросающего вызов надоевшим политикам и чиновникам.
В Кремле сначала не придали этому значения, отказавшись даже поздравить нового главу государства. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что поздравления надо как-то заслужить. Но позже выяснилось, что договариваться будет нужно и с Зеленским.
В итоге были освобождены десятки украинцев, на обмен которых Москва ранее не соглашалась (включая осужденного за терроризм режиссера Олега Сенцова), Украина получила обратно корабли, участвовавгие в керченском инциденте, а под конец года сторонам удалось прийти к согласию и по традиционно острому газовому вопросу. Декабрьский нормандской четверки тоде прошел скорее позитивно.
Что касается выборов, то сентябрьские региональные выборы - 2020 станут последними перед думской кампанией, и именно на них будут опробованы новинки, способные улучшить результат «Единой России» в 2021 года. Планируется, что будет изменено соотношение списочников и одномандатников в пользу вторых, тестировании новых партийных проектов и внесении точечных изменений в избирательное законодательство. Скорее всего оппозиция переформатирует партии и их руководство.
Давно обещанный транзит власти потребует трансформации политической системы. Не исключена подготовка конкретных поправок в Конституцию, в том числе о расширении полномочий парламента, и создание пробных институтов для обеспечения трансформации власти.
Ожидаются также серьезные кадровые перестановки в силовых структурах, в СКР, Генпрокуратуре, ФСБ и Совете безопасности.
Рост протестных настроений. По данным экспертов, «гражданская война» между государством и обществом продолжится в виде протестных настроений и протестного голосования.
Из внешних факторов стоит отметить ноябрьские выборы президента США, которые предопределят российско-американские отношения на срок до 2024 года. Трампу необходимо будет продолжить курс на построение многополярного мира.
Внутри страны сюрпризом стало то, что затухание «пенсионных» протестов не повлияло на желание россиян выступать против всего. История журналиста Ивана Голунова была показательной, особенно ее результат. Так что властям не удалось добиться своего ни по силовой, ни по политической линии.
При этом стратегия Алексея Навального «Умное голосование», задуманная для поддержки внесистемных оппозиционеров, привела к тому, что Мосгордума получила максимальное за всю путинскую эпоху представительство оппозиционных партий, а новая стратегия грозит стать реальной проблемой для властей.
Тем не менее, выборы 8 сентября принесли Кремлю гарантии спокойствия. Все нужные губернаторы выиграли в первом же туре, что, к слову, не означает, что новая реальность побеждена окончательно. Но, вспоминая предсказания на 2019 год, можно отметить, что произошло углубление конфликта между властью и обществом. Прогноз о поражении кремлевских кандидатов не сбылся, но они пректически полностью выехали на админресурсе.
Предположения о росте влияния силовиков сбылись лишь отчасти. Тому показатель - «московское дело», возбужденное в разгар летних протестов. Но тот же год ознаменовался уголовными делами против самих правоохранителей, включая сотрудников ФСБ. И некоторые аналитики увидели в этом усиление внутренней борьбы в самой силовой корпорации, чреватое ослаблением ее влияния.
Не факт, что будет реализована идея допуска к выборам в Госдуму максимального числа малых партий для распыления голосов антивластного электората. Стоит отметить, что если прошедшие в Думу партии соберут в сумме чуть более 50%, то фактически удвоят свои мандаты за счет перераспределения голосов тех, кто не преодолел барьер. Но вероятность этого невелика, так как сильных партий, способных преодолеть 5%, в России практически нет. Так что придется смотреть только на результат.