Глава Счётной палаты РФ, Алексей Кудрин в преддверии 25-илетия ведомства поделился итогами работы структуры. По словам чиновника, собственно, хищений бюджетных денег, которые подпадают под уголовную ответственность, относительно немного: «По уголовным делам - это от силы до двух-трех миллиардов рублей в год, как правило, даже меньше».
С другой стороны, деньги по мнению Кудрина в стране все же расходуются не столь эффективно, как хотелось бы. Как подчеркнул глава Счетной палаты, все же общий объём финансовых нарушений измеряется в сотнях миллиардов рублей: «Например, за 2019 год мы выявили таких нарушений примерно на 804 миллиарда рублей. Но примерно треть из них - нарушения бухгалтерского учета. Их исправляют по ходу проверок. Еще треть - это нарушения процедур закупок, которые не являются уголовными преступлениями».
По словам Алексея Кудрина в дальнейшем его ведомство будет в дальнейшем делать акцент не на поиск финансовых нарушений, а на выявление системных проблем в сфере финансов. Сам чиновник назвал это «стратегическим аудитом».
Как подчеркнул чиновник, «это не значит, что мы отойдем от поиска и анализа финансовых нарушений. Надеюсь, даже расширим это направление за счет применения цифровых методов анализа. Мы поставим для себя такой KPI - больше влиять на ситуацию в стране через разрешение системных проблем». Перестраивать модель работы Счетная плата начнет примерно с середины этого года.
Из этой краткой оценки финансового состояния в стране от Алексея Кудрина, впрочем, следуют глобальные выводы. Во-первых, есть позитивный момент, государственная финансовая система выстроена настолько, что воровать стали значительно меньше.
Политолог Андрей Перла прокомментировал выступление Кудрина следующим образом: «Что сказал Кудрин? Он похвалил свое ведомство за хорошую работу. Может быть, специально приурочив это к посланию президента. Что прочитают некомпетентные, но фрустрированные постоянными криками о коррупции граждане? Ах, какой ужас, как много украдено!
Между тем, Кудрин как раз сказал, что украдено очень мало, почти что ничего не украдено. Два миллиарда рублей - в масштабах федерального бюджета это песчинка на пляже. Это 1/30 расходной части бюджета Севастополя, например. Кудрин сказал, если перевести его речь на нормальный русский язык: ошибки бывают, и мы с ними справляемся, за этим наше ведомство и создано, оно отлично работает. А воровства сейчас почти не осталось, воровство выявляется в следовых количествах».
С другой стороны, совершенно не обнадёживают сотни миллиардов рублей, которые непонятно куда и как циркулируют вследствие ошибок, либо же в сфере госзаказов. То есть, это говорит именно о системных, фундаментальных проблемах. Которые на практике выливаются и в скандалы с госзакупками, и в весьма странное расходование федеральных бюджетных средств на местах. И в прочие неприятные вещи, которые, по сути, наносят урон экономике страны на пресловутые сотни миллиардов рублей.
И все эти «бухгалтерские ошибки» ведут в свою очередь и к социальным, и к политическим последствиям. Потому, что, кто знает, если бы эти сотни миллиардов пошли сразу и туда, куда следует, возникла бы, например, такая уж острая необходимость в пенсионной реформе? Кстати, о ней в последнее время ряд экспертов также говорит, что она не отличается особенной эффективностью, и ожидания от предполагаемых поступлений в бюджет по факту увеличения пенсионного возраста граждан - сильно завышены.
Низкая эффективность, кстати, может быть связана как раз с системными проблемами в российской государственной экономике. Которые, повторимся, измеряются сотнями миллиардов рублей.
И, отчасти, эта неэффективность отвечает на вопрос о том, почему в прошлом году произошло так много непопулярных изменений, от пенсионной реформы, до повышения цен на топливо, а также налоговая реформа, тоже не порадовавшая население страны.
Российской экономике, да и государственному бюджету действительно нужны деньги. Потому, что мы живем не в самые простые с финансовой точки зрения времена. Но проблема в том, что, по сути, по словам Кудрина, государство у нас пока элементарно не умеет адекватно эти деньги тратить. И сейчас, в условиях санкций, экономического спада и внешнего давления - это действительно очень большая проблема.