Крупнейший госбанк пытается взыскать с детей умершей клиентки долги по кредитам. Об этом рассказал директор общественной организации.
Такие истории сейчас не редкость, в среде адвокатов аналогичные кейсы постоянно находятся в работе. Общественник в своем аккаунет в Facebook изложил ситуацию с детдомовцем Олегом Исатовым и его несовершеннолетними братом и сестрами. Выяснилось, что банк через суд обязал их вернуть кредит, который их мать взяла за несколько лет до смерти, а также ее долг по кредитной карте.
Что характерно - обычно такие истории сопровождают детей, которых бросили родители. Олег Исатов почти всю жизнь прожил в соцучреждениях один: мать от него отказалась.К двадцатилетнему парню с инвалидностью 1 января 2016 года впервые обратились ролдственники, рассказавшие ему через соцсети, что у него есть две младшие сестры и брат. Олег хотел просто познакомиться с матерью и увидеть ее. «Обиды на нее никогда не держал. Ей же было всего 16, когда она меня родила. Понятно, что оставить меня ей было нелегко», - рассуждает он.
Семьей удалось пожить всего несколько месяцев - вскоре мать умерла от отравления. У Исатова была квартира, которую ему выдали как сироте, а его сестер и брата вскоре взяли под опеку. В 2019 году выяснилось, что за некоторое время до смерти мать Исатовых взяла в кредит 70 200 рублей сроком на два с половиной года под 22,45% годовых, а также об оставшейся у нее задолженности по кредитной карте в 28 899 рублей.
Дело пошло в суд, который рассмотрел два иска об установлении круга наследников и о взыскании задолженности по кредитному договору. Иски к четверым детям Исатовой подал Сбербанк в лице своего Самарского отделения № 6991. Рубин пояснил, что Исатов в суд не попал,потому что не смог организовать транспорт, и не нашел на это средств
Претензии Сбербанка составили долг по кредиту в сумме 74 509 рублей, пошлину 8178 рублей, а также задолженность по кредитной карте - 28 899 рублей. Опекуны несовершеннолетних Исатовых, Ирина Фадеева и Валентина Захарова, в суде настаивали на том, что дети Исатовой в наследство не вступали и потому выплачивать долги умершей матери не обязаны.
Примечательно, что суд подтвердил, что о праве на наследство заявлено не было, но это не помешало объявить детей наследниками и обязать их выплачивать долги матери. Похвистневский районный суд Самарской области пришел к выводу,что четверым сиротам Исатовой в наследство от нее достались четверть доли на жилой дом и два земельных участка. Общую кадастровую стоимость наследства суд оценил более чем в 400 тысяч рублей.
Как отмечают в телеграм-канале "Время покажет", "суд подтвердил, что наследники к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращались, но по факту приняли наследство фактически - они владеют, управляют и пользуются домом покойной матери.
Таким образом суд объявил детей наследниками и обязал их выплачивать долги матери - банк предлагает продать дом и рассчитаться, несмотря на единственность жилья, но обещает "обсудить компромиссы" с детьми"
По словам адвоката Антона Жарова, "долги покойного нельзя просто взять и повесить на родственников покойного - долги переходят на наследника, который должен предпринять юридически значимые действия, подтверждающие это намерение." В банке считают, что перечень наследников определен судом - им и платить.
Проблема в том, что такие ситуации в России происходят регулярно. И неважно, какими были почившие должники, поскольку после лишения родительских прав дети остаются зарегистрированы в родительской квартире или владеют долей в ней, на что банк в конечном итоге и рассчитывает.