В последние несколько дней ситуация в районе сирийского Идлиба накалилась настолько, что ряд экспертов задаются вопросом - "не начнётся ли новая русско-турецкая война?".
Дело в том, что еще 5 февраля сирийские правительственные войска отбили у боевиков город Саракиб. Однако боевики 27 февраля, в ходе контрнаступления вновь захватили Саракиб, а в процессе активно обстреливали в том числе и российскую авиацию. Чем, кстати, активно делились в социальных сетях. При этом, часть сил террористов закрепилась в районе населенного пункта Бехун.
Сирийские ВВС в ответ нанесли удар по наступающим боевикам, и, внезапно оказалось, что в ходе удара вместе с боевиками погибло «не менее 33» турецких военнослужащих. По другим данным число погибших турецких солдат доходит до сотни.
После этого состоялось экстренное совещание в Анкаре, по итогам которого пресс-секретарь правящей в Турции партии справедливости и развития Омер Челик заявил, что теперь турецкая сторона считает армию Башара Асада «вражескими целями». Помимо этого, Челик обратился к НАТО, а Турция является членом Альянса, предпринять определенные шаги к установлению в Сирии бесполётной зоны.
Генеральный секретарь НАТО, Йенс Столтенберг также выступил с заявлением, в котором осудил «неизбирательные воздушные удары сирийского режима и его покровителя России». Впрочем, пока, на уровне официальных лиц Турции прямые обвинения в адрес России не звучат.
С другой стороны, ряд западных СМИ и официальных лиц высказываются в том духе, что только Россия могла нанести настолько точные ракетные удары.
Параллельно пошла волна слухов о том, что Турция может заблокировать пролив Босфор для российских военных кораблей.
В свою очередь, Минобороны РФ выступило с официальным заявлением по поводу ситуации в Идлибе.
В сообщении говорится, в частности о том, что «в течение прошедших суток представителями российского Центр по примирению враждующих сторон постоянно запрашивались и подтверждались у турецких коллег координаты местонахождения всех подразделений вооруженных сил Турции, находящихся рядом с районами боевых действий террористов».
И естественно, никаких ударов по турецким войскам российская сторона не наносила. При этом, в Минобороны подчеркнули: «27 февраля в районе населенного пункта Бехун под обстрел сирийских войск попали турецкие военнослужащие, находившиеся в боевых порядках террористических формирований.
При этом, согласно переданным турецкой стороной российскому Центру примирения координатам, никаких подразделений турецких вооруженных сил в районе населенного пункта Бехун не было и не должно было находиться».
Кстати, турецкое информационное агентство Anadolu со ссылкой на военные источники заявило, что «военнослужащие ВС Турции, находящиеся в Идлибской зоне деэскалации для поддержания режима прекращения огня, ни в какой форме не избирали в качестве мишени российских военных и авиацию», таким образом, снимая с турецких вооруженных сил ответственность за обстрел российской авиации сирийскими боевиками.
Параллельно с этим продолжаются переговоры по линии министерств иностранных дел России и Турции по поводу ситуации в Сирии, а также по теме открытия неба в Идлибе для турецких беспилотников. Однако, по ряду сообщений переговоры пока находятся в ситуации, близкой к тупиковой. Что, впрочем, не помешало Турции ранее все же попытаться запустить в этой сирийской провинции свой военный беспилотник. По данным от российских военных, этот беспилотник был сбит во вторник.
В свою очередь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган тогда же, во вторник, заявил о скорой встрече с Владимиром Путиным: «Мы практически договорились по дате, встреча будет 5 марта. С высокой долей вероятности она пройдет в Стамбуле».
Однако, пресс-секретарь российского президента, Дмитрий Песков эту информацию опроверг: «Нет. 5 марта у президента Путина другие рабочие планы». Ну, а в свете нынешней эскалации конфликта, кажется, о встрече глав двух государств в ближайшее время можно забыть.
Что касается непосредственно боевой обстановки, то её прокомментировал военный эксперт, капитан третьего ранга в запасе Дмитрий Литовкин. По его словам, «Турецкие военные будут сбивать все самолеты, которые летят из Сирии. При этом Россия ограничена в действиях, так как Турция считается союзником».
Также, эксперт отметил, что «многие считают США и НАТО ответственными за такое поведение Турции. Запад провоцирует конфликт, который может выйти на более серьезный уровень. Не дай бог Россия схлестнется с Турцией в военном противостоянии, окажется, что Турция - член НАТО, и весь Североатлантический альянс будет готов ее поддержать».
Впрочем, как показывает история последних лет, НАТО не слишком стремится вступаться за Турцию, тем более, если речь идёт о противостоянии с Россией. Да и сейчас Столтенберг ограничился резким высказыванием, но ни о какой активизации Альянса в плане организации бесполётной зоны не упомянул.
Есть мнение, что эскалация конфликта в Идлибе нужна Турции, чтобы сохранить контроль над северо-западной частью Сирии. Такую точку зрения озвучил военный эксперт Алексей Подберезкин.
По словам политолога Евгения Сатановского, «российские ВКС участвуют в остановке агрессии боевиков, которые из зоны деэскалации, где их никто не разоружал, никто не разграничивал радикалов и обычное население. То есть все турецкие обещания оказались за последние два года невыполненными. Соврал Эрдоган Путину. И не собирался он ничего выполнять. Более того, боевиков сейчас Турция активнейшим образом вооружает, снаряжает и поддерживает, включая артиллерийский огонь из ПЗРК».
Также, эксперт подчеркнул, что Эрдоган подобными шагами пытается решить и ряд внутренних проблем, уже в Турции. По мнению Сатановского, «Эрдогану нужны националистические настроения, так как его политическое положение оставляет желать лучшего, а экономику крепкой не назвать». Иными словами, Эрдоган предпринял попытку «маленькой победоносной войны», чтобы укрепить свои рейтинги уже внутри страны.
Правда, по мнению того же Сатановского, «если сейчас испортить отношения с Россией, то это может дорого ему обойтись уже в ближайшей перспективе». Речь здесь может идти и об экономических, и о военных мерах, поскольку российские военные, по словам политолога, тоже не будут бесконечно терпеть подобные провокации.
В итоге, на текущий момент вооруженные силы Турции до 13 марта объявили зонами активного патрулирования своей боевой авиации районы страны, непосредственно прилегающие к зоне конфликта на севере северо-западе Сирии. На некоторых эшелонах указанных районов введён полный запрет полётов для летательных аппаратов, не принимающих участие в выяснении отношений с Асадом.
В общем, ситуация, хотя и довольно напряженная, но видно, что, как минимум, российская сторона пытается не просто найти из неё выход, но и внести ясность в сложившуюся ситуацию. Ну, и главным вопросом остается, что же делали турецкие военнослужащие в расположении сирийских боевиков?